Стили учебной деятельности в теории Дэвида Колба

стили познания дэвид колбМодель Колба — одна из самых известных и широко используемых теорий стилей учебной деятельности. Психолог Дэвид Колб впервые изложил свою теорию стилей познания в 1984 году. Он посчитал, что наши индивидуальные стили обучения возникают из-за наших генов, жизненного опыта и требований нашей текущей среды. В дополнение к четырём различным стилям, Колб сформулировал также теорию экспериментального обучения и разработал опросник стилей познания.
В его теории обучение рассматривается как цикл, состоящий из четырёх этапов. Во-первых, его основу составляет непосредственный и конкретный опыт. Далее человек производит наблюдение и начинает обрабатывать получаемую в ходе наблюдения информацию. На следующем этапе он формирует абстрактные понятия и формулирует на их основе гипотезы. Наконец, ученик использует эти понятия в новых ситуациях. После этого шага, процесс повторяется бесчисленное количество раз.
Учебные стили, описанные Колбом, основаны на двух основных параметрах: активного/рефлективного и абстрактного/конкретного.

Конвергаторы

Люди с этим стилем познания особенно предрасположены к абстрактному мышлению и активному экспериментированию. Кроме того, они всегда готовы к практическому применению полученных знаний или возникших у них идей. Лучше всего они действуют, как правило, в ситуациях, когда необходимо найти одно решение или один-единственный ответ на вопрос.

Дивергаторы

Доминирующие способности дивергаторов заключаются в получении конкретного опыта и критическом анализе полученной информации, что практически противоположно сильным сторонам конвергаторов. Люди с этим стилем познания хорошо умеют видеть картину в целом и собирать небольшие обрывки информации в осмысленное единое целое. Дивергаторы, как правило, эмоциональны и творчески настроены, они с удовольствием пользуются мозговым штурмом, чтобы генерировать новые идеи. Художники, музыканты, консультанты и люди с большим интересом к изобразительному искусству, гуманитарным наукам, как правило, обладают именно этим стилем познания.

Ассимиляторы

Ассимиляторы способны к абстрактному мышлению и критическому анализу полученного опыта. Понимание и создание теоретических моделей является одной из самых сильных их сторон. Они, как правило, больше заинтересованы в абстрактных идеях, а не в людях, и, к тому же, их не сильно заботит возможность практического применения их теорий. Этим стилем учебной деятельности обладают, прежде всего, математики и представители фундаментальных наук. Ассимиляторы получают также удовольствие от работы, которая подразумевает планирование деятельности и исследовательскую работу.

Аккомодаторы

Люди с этим стилем познания лучше всего готовы к получению конкретного опыта и активному экспериментированию. Этот стиль — абсолютно полная противоположность стилю ассимиляторов. Аккомодаторы по сути своей исполнители; они с удовольствием проводят эксперименты и реализуют планы. Из всех представителей четырёх стилей познания, аккомодаторы, как правило, больше всего любят риск. Они мыслят мгновенно и спонтанно меняют свои планы в ответ на новую информацию. При решении задач они чаще всего пользуются методом проб и ошибок. Люди с этим стилем учебной деятельности часто работают в технических областях или сферах, ориентированных на практические действия работников — такие, как продажи и маркетинг.

Сходство с юнгианской теорией личности

Колб предположил, что его теория расширяет и развивает теорию личности Карла Юнга, которая фокусируется как раз на том, как люди предпочитают взаимодействовать с миром и адаптироваться к нему. Кроме того, стили познания Колба имеют много общего со стилями, выделяемыми в типологии Майерса-Бриггса (MBTI). Концепция Юнга также базируется на типах, определённых в MBTI.
MBTI — опросник, созданный на основе работ Юнга, который рассматривает личность по четырём основным параметрам. Связка параметров экстраверсия/интроверсия, выделяемая в MBTI очень похожа на связку активный/рефлективный в теории Колба. Экстраверты и экспериментаторы — как правило, исполнители; интроверты и наблюдатели, как правило, воздерживаются от претворения идей в жизнь. Связка чувства/мышление в MBTI также очень похожа на связку конкретное/абстрактное в модели Колба. Предпочитающие чувства и конкретный опыт, как правило, больше сосредоточены том, что имеет место здесь и сейчас, в то время как те, склонен к размышлениям и предпочитает работу с абстрактными понятиями, выбирают работу с теорией.

Поддержка и критика стилей познания Колба

Изучая студентов, Колб и Голдман обнаружили, что существует корреляция между стилями познания студентов и избранной ими специализации. Студенты обладали такими стилями познания, которые были тесно связаны с их специализацией и помогали работать в направлениях, представляющих интерес. Например, студенты, поступающие на факультет управления чаще всего имели аккомодационной стиль познания, в то время как среди будущих математиков больше всего было ассимиляторов. Результаты также показали, что студенты, чьи специализации соответствовали стилям познания, были больше привержены своей сфере деятельности, чем те из студентов, кто избрал специализацию, не связанную с их стилем познания.
Концепция стилей познания была многими подвергнута критике, и эксперты предполагают, что существует мало доказательств в поддержку существования стилей познания вообще. В ходе одного из недавних крупных исследований специалисты рассмотрели более 70 различных теорий стилей учебной деятельности и пришли к выводу, что каждой из них не хватало достаточно основательных исследований, доказывающих их положения. В опубликованной в 2008 году статье педагог Марк К. Смит утверждал, что модель Колба подтверждается довольно слабыми эмпирическими данными и что процесс обучения, на самом деле, гораздо сложнее, чем это предполагается в данной теории. Он также отметил, что теория не в состоянии в полной мере признать, как на процесс обучения могут повлиять различный опыт и культура.

Метки: ,

Если понравилась статья, поделись с друзьями:


Комментировать через контакт