Теории личностных черт

теории личностных чертЕщё один подход к определению личности — диспозиционные теории.

Если бы кто-нибудь попросил Вас описать личность Вашего близкого друга, как бы Вы это сделали? Сразу приходят на ум описания вроде «общительный», «добрый» и «уравновешенный», не так ли? Всё это — черты характера. А что именно означает термин «черта»? Черту характера можно считать относительно устойчивой характеристикой, из-за которой люди ведут себя определенным образом. Такой подход к характеристике личности является одним из основных теоретических направлений в изучении личности. Теория личностных черт позволяет предположить, что личность каждого отдельного человека состоит из индивидуальных диспозиций.
В отличие от других теорий личности — таких, как, например, психоаналитические или гуманистические — диспозиционный подход к изучению личности ориентирован на различия между людьми. Сочетание и взаимодействие различных черт в каждом человеке образует уникальную во всех отношениях личность. Теории черт нацелены на выявление и возможное измерение этих индивидуальных особенностей личности.

Диспозициональная теория Гордона Олпорта

В 1936 году психолог Гордон Олпорт обнаружил в одном из словарей английского языка более 4000 слов, используемых для описания различных черт личности. В своей классификации он разделил эти черты на три группы (диспозиции):

  • Кардинальные черты характера — черты, которые доминируют в течение всей жизни индивида; часто до такой степени, что человек становится узнаваемым именно благодаря этим чертам. Люди с ярко выраженными особенностями зачастую становятся настолько известными, что их имена становятся синонимом этих качеств — отсюда в языке появляются такие понятия, как «нарцисс», «альфонс», «донжуан» и т.д. Олпорт предположил, что кардинальные черты всё-таки редки и, как правило, проявляются в более позднем возрасте.
  • Центральные черты характера. Это общие черты, которые формируют основные устои личности. Они, хотя и не столь ярко выражены, как кардинальные, являются основными характеристиками, которые мы можем использовать для описания другого человека. «Умный», «честный», «застенчивый» или «беспокойный» — как раз примеры центральных черт.
  • Вторичные черты. Они чаще всего связаны с отношением или предпочтениями, проявляются обычно лишь в определенных ситуациях или при определенных обстоятельствах. В качестве примера можно привести можно привести беспокойство, которое возникает у человека при необходимости говорить перед большой аудиторией, либо нетерпение, которое проявляется во время ожидания в очереди.

Шестнадцатифакторная модель личности Рэймонда Кэттелла

Один из видных психологов этого направления, Рэймонд Кэттелл, сократил количество основных личностных черт с более чем 4000 (в первоначальном списке Олпорта) до 171 — в основном, за счет исключения из составленного его предшественником списка нетипичных черт, а также объединения наиболее общих характеристик. Далее, Кэттелл провёл эксперимент — он попросил испытуемых оценить знакомых им людей при помощи этих признаков. Затем, используя статистический метод, известный как факторный анализ, он, в конечном итоге, сократил список всего до 16 главных качеств. По мнению Кэттелла, эти 16 черт являются источником всего разнообразия личностей. Он также разработал один из наиболее широко используемых способов оценки личности человека −16-факторный личностный опросник (16PF).

Три личностных измерения Ганса Айзенка

Британский психолог Ганс Айзенк разработал модель личности на основе всего трех универсальных характеристик:

  • Интроверсия либо экстраверсия. Интроверсия подразумевает направленность внимания на внутренние переживания личности, в то время как экстраверсия заставляет человека сосредотачивать своё внимание на внешнем мире — на других людях и окружающей их среде. Так, человек с высокой степенью интроверсии может быть тихим и сдержанным, в то время как экстраверт может быть общительным и дружелюбным.
  • Нейротизм либо эмоциональная стабильность. Этот аспект теории Айзенка противопоставляет нервность уравновешенности. Нейротизмом считается склонность индивида к эмоциональной неустойчивости, тревоге, беспокойной реакции на раздражитель, а стабильность относится к тенденции в некоторых ситуациях оставаться невозмутимым и спокойным.
  • Психотизм. Позже, после изучения лиц, страдающих психическими заболеваниями, Ганс Айзенк добавил в свою теорию новое свойство личности, которое он назвал психотизмом. Лица, обладавшие этим свойством, как правило, с большим трудом принимают реальность и взаимодействуют с ней; они могут быть враждебно настроены по отношению к другим, в них нет чуткости или сострадания, это хорошие манипуляторы.

«Большая пятёрка»

Теории Кэттелла и Айзенка стали предметом серьёзного исследования, которое натолкнуло некоторых теоретиков на мысль о том, что Кэттелл в своей теории рассматривает слишком много черт, в то время как Айзенк сосредоточен на слишком малом их количестве. В результате появилась новая теория личностных черт, которую также часто называют теорией «Большой пятёрки». Это пятифакторная модель личности, которая включает пять основных признаков личности, которые взаимодействуют друг с другом, формируя личность человека. Хотя исследователи часто расходятся во мнениях по поводу точных названий для каждого признака, наиболее часто их определяют следующим образом:

  1. открытость опыту;
  2. добросовестность;
  3. экстраверсия;
  4. доброжелательность ;
  5. нейротизм.

Оценка диспозиционного подхода к исследованию личности

В то время как большинство психологов сходятся в том, что личность любого человека может быть описана на основе определённого набора черт, до сих пор спорным вопросом остаётся как раз этот ряд черт, составляющих личность. В то время как теории личностных черт довольно объективны — чего не хватает другим теориями личности (например, психоаналитической теории Фрейда), — они имеют и свои недостатки. Одно из наиболее распространенных критических замечаний в отношении диспозициональных теорий заключается в том, что зачастую поведение человека невозможно предугадать, зная лишь черты его личности. Даже если этот человек обладает каким-либо качеством в довольно высокой степени, не обязательно в какой-то ситуации он поведёт себя определённым образом. Еще одна проблема заключается в том, что теории личностных качеств не могут сказать, как именно и почему появляются или развиваются индивидуальные различия.

Метки: , , ,

Если понравилась статья, поделись с друзьями:


Комментировать через контакт