Новые психологические исследования: где правда?

Новые психологические исследования: где правда?Ежедневно СМИ предлагают нашему вниманию всё новые и новые результаты психологических исследований. Как разобраться, какие из них достоверны, а какие — всего-лишь привлекающие внимание выдумки?

Замечали ли вы, как часто мы встречаем информацию о новых психологических исследований? Практически каждый день интересные выводы печатают в газетах и журналах, передают по телевидению, особо сенсационные выводы становятся основой ток-шоу. Возьмите в руки любой популярный журнал, и вы обязательно найдёте в нём статьи по самосовершенствованию и прочим психологическим аспектам нашей жизни. Такие статьи – ни что иное, как синтез базовых знаний и новых достижений в исследовании психологии.

Как можно определить, достоверны эти сообщения или нет? Ведь от этого зависит разумность следования рекомендациям, возможность применения полученных результатов в каких-то своих исследованиях и порой даже верность фундаментальных представлений о психологии. В первую очередь, необходимо научиться трезво оценивать различные научно-исследовательские отчёты, с которыми вы встречаетесь в СМИ. Умение отличать достоверную информацию от псевдонаучных экспериментов и выводов помогут вам стать более информированным в вопросах современной психологии, не искажая при этом верных представлений.

1. Примите во внимание источник информации

Всякий раз, когда вы читаете (смотрите, слушаете) о результатах каких-то психологических исследований в популярных СМИ, обращайте внимание на изначальный источник информации. Обычно исследования, опубликованные в профессиональных психологических журналах проходят строгий процесс рецензирования. Рассмотрение таких работ начинается с ознакомления с первоисточником – оригинальным исследованием, проведённым авторитетными исследователями. Работа и её результаты находят поддержку среди авторитетных образовательных (лечебных, либо других по роду деятельности) учреждений. Эти журналы рецензируются до публикации, что означает изучение трудов одних специалистов другими, часто более опытными – рецензентами, которые внимательно изучают применённые методы исследования, их целесообразность, результаты и их статистическую значимость, и ряд других показателей. И всё это – ещё до публикации. Следовательно, к публикации допускаются только действительно значимые и достоверные работы.

Ещё одна причина, по которой вам следует ознакомиться с первоисточником, это компетентность. Журналисты и писатели популярных СМИ могут быть не столь компетентными в вопросах психологии, истолковать какие-то данные превратно или не суметь уловить и объяснить значимых деталей. Обычно у этих людей нет опыт в методиках исследований, и потому они могут не понимать, как именно исследование проводилось и какие последствия принесло. Самостоятельный взгляд посвящённого человека на первоисточник способствует более полному и богатому понимании значения результатов.

2. Скептически относитесь к сенсационным или шокирующим выводам

При оценке любой новой научной информации, скептическое восприятие является наиболее правильным. Будьте особенно осторожны, когда встречаетесь с публикациями о сенсационных, нереальных выводах исследований каких-то учёных. Не стоит забывать, что цель популярных СМИ – вовсе не научная достоверность, а привлечение внимания потребителей и повышение собственных рейтингов. Журналисты могут сосредоточиться на одних элементах исследования, раздувая их до сенсации, а другие, не менее важные сведения, необходимые для наиболее полного понимания результатов, просто опустить. Часто громкие заявления вырываются из контекста, дабы просто завысить оригинальность результатов исследования и привлечь внимание.

3. Оцените методы исследований

Для того, чтобы хорошо разбираться в новых данных по психологии, важно понимать некоторые основы психологических исследований. Такие элементы, как рабочие определения, случайная выборка и прочие очень важны для правильного понимания конечных результатов исследования. Например, некое исследование может рассматривать только определённых людей в пределах популяции или же оно может исследовать только единственное узкоспециализированное определение в конкретной теме. Оба этих фактора влияют на то, будут ли выводы по исследованию значимыми для населения в целом, а также на то, как полученные результаты могут быть применены в понимании психологических явлений.

4. Не забывайте, что байки – это не факты

Опасайтесь частично или полностью вымышленных историй, отчётов и псевдодокументов, которые полагаются на непроверенные источники информации и пишутся исключительно для того, чтобы поддержать интерес публики. То, что некая группа людей пришла к какому-либо выводу, вовсе не означает, что их вывод имеет место в широких массах населения. Настоящее научное исследование использует случайное осуществление экспериментальной выборки и такие методы исследования, которые способны дать гарантию применимости результатов к остальной части популяции. Любой отчёт, который полагается на утверждение: «Это верно для меня, а значит, должно быть верно и для всех остальных», должен рассматриваться сквозь призму скептицизма.

5. Рассмотрите источник финансирования исследования

В оценке психологического исследования важно также рассмотреть источник финансирования. Кто выделил средства на проведение данного исследования? Психологические эксперименты финансируются из множества возможных источников. Это могут быть правительственные учреждения, некоммерческие группы, крупные корпорации и даже частные лица.

С особой осторожностью следует отнестись к тем исследованиям, результаты которых, судя по всему, поддерживают программы организаций-спонсоров или преследуют рекламные цели. В то время как наличие источников финансирования само по себе не лишает законной силы результаты исследования, вам стоит всегда быть в поиске потенциальных конфликтов интересов.

6. Запомните, что корреляция – не есть причинная обусловленность

Большинство популярных сообщений о научных исследованиях грешат поспешными выводами и неизменно подразумевают причинно-следственные связи между переменными. Однако, отношения между некими двумя переменными не обязательно подразумевают, что изменения в одной происходят обязательно по причине другой! Никогда не следует предполагать, что между именно этими двумя факторами есть причинно-следственная связь. Ищите в результатах исследования ключевые фразы, такие как «исследователями найдена связь», «исследование указало на отношения между», «пришли к выводу о возможной связи» и т.п. Подобные фразы помогут вам идентифицировать корреляционное исследование.

Газеты, журналы, телевидение и просторы интернет полны новостей о самых свежих психологических исследованиях. Чтобы определить, насколько заслуживают доверия эти отчёты, важно уметь различать и оценивать информацию, которую вам предлагают. Ознакомление с первоисточником или оригинальным исследованием является лучшим способом оценить надёжность информации. Также вы можете применить некоторые научные познания и прислушаться к голосу здравого смысла. Относитесь настороженно к сенсационным заявлениям, не упустите ложных выводов о причинной обусловленности и помните, что скептическое отношение является самым правильным при оценке любого научного отчёта.


Есть что сказать? Оставть комментарий!:

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.
Яндекс.Метрика