Слепота к выбору

слепота к выборуВы уверены, что всегда получаете именно то, что просите? Согласно последним исследованиям, даже если Вам дали не то, что Вы хотели, существует большая вероятность того, что Вы это даже не заметите.
Представьте, что Вас попросили попробовать два вида варенья и выбрать тот, что Вам понравился больше. Затем Вам предложили ещё раз попробовать то, что Вы выбрали, и попросили объяснить, почему именно Вы выбрали это варенье. Как Вы думаете, Вы заметили бы, если бы на самом деле во второй раз Вам дали тот вариант, который Вы изначально отвергли?
В 2010 году Йоханссон, Холл и их коллеги провели по этому сценарию исследование: они обнаружили, что менее 20% принявших в нём участие посетителей супермаркета заметили, что во второй раз им дали не то варенье. Причём, во многих случаях разница между двумя видами была значительной — один из представленных образцов был пряным, другой сладким, третий — горьким.
Психологи называют такую невнимательность к нашим собственным решениям и предпочтениям слепотой к выбору. Вначале исследователи продемонстрировали это явление с использованием визуальных стимулов в лабораторных условиях, а затем показали этот эффект на примере других чувств в реальных условиях.

Что же такое слепота к выбору?

Итак, какое определение дают слепоте выбора эксперты? Согласно Петтеру Йоханссону и Ларсу Холлу — именно они придуман этот термин, — люди «…часто не замечают вопиющие несоответствия между их намерениями и результатами, и всё же неизменно готовы предложить полученное интроспективно объяснение того, почему они сделали именно этот выбор». Другими словами, зачастую мы не только не замечаем, если получаем не то, что действительно хотели; ещё мы придумываем причины, достаточные для обоснования нашего «выбора».
Слепота к выбору является одной из форм явления, при котором люди не замечают неожиданных стимулов в мире вокруг них. Исследователи продемонстрировали эффект для всех органов чувств — в том числе, визуальный выбор (он проявлялся у испытуемых при составлении рейтинга привлекательности мужчин и женщин), тактильный и вкусовой выбор, предпочтительный запах, — а также озвученных решений, сиюминутного выбора потребителей и моральных суждений человека.
Некоторые исследования даже показали, что слепота к выбору может быть использована в качестве инструмента изучения обсессивно-компульсивного расстройства и помогать людям развивать здоровые идеалы тела.

Исследование слепоты к выбору

Термин «слепота к выбору» был впервые введен Йоханссоном, Холлом, Сикстрёмом и Олссоном в ходе интересного исследованиия, который продемонстрировал, как редко люди замечают разницу между их намерениями и фактическими результатами. Йоханссон и его коллеги (2005) в течение 2 — 5 секунд показывали 120 участникам две фотографии разных женщин, а затем попросили добровольцев выбрать, по их мнению, наиболее привлекательную женщину. Затем — пользуясь приёмами карточных фокусников — вместо выбранной участником фотографии они давали ему фото другой женщины. И просили добровольца объяснить, по какой причине он выбрал эту женщину и что именно привлекательного он в ней нашёл.
Удивительно, но лишь около 13% участников заметили подмену. Ещё более удивительным оказался тот факт, что те, кто не заметил подмену, стали приводить причины, побудившие их выбрать то или иное изображение. Некоторые даже утверждали, что они предпочитают блондинок, когда им дали фотографию блондинки — при том, что на первоначально выбранной ими фотографии была изображена брюнетка.
После исследования участникам предложили поразмышлять над гипотетической ситуацией и ответить на вопрос: если бы в ходе эксперимента им подменили фотографии, заметили бы они подмену? Наверное, Вас не удивит, что участники переоценили свои способности — 84% из них заявили, что они заметили бы такой обман. Это явление исследователи назвали «слепотой к слепоте к выбору». Когда участники узнал, что их всё-таки обманули и что они не заметили несоответствия между выбранной ими фотографией и данной им после, многие выразили недоверие, некоторые были даже шокированы.
Исследователи продемонстрировали, как слепота к выбору воздействует на визуальные, вкусовые и обонятельные предпочтения. Возможно ли, чтобы они оказывали влияние и на более важных решения? Это явление не может не влиять на наши моральные или политические решения, так ведь? Согласно некоторым недавним исследованиям, это действительно так — слепота к выбору может повлиять на то, что мы часто принимаем за прописные истины о себе и своих политических решениях.
В 2013 Холла и его коллеги проверили, как слепота к выбору может влиять на политические отношения. Во время выборов в Швеции участников исследования попросили рассказать, за кого они планировали голосовать, а затем — выбрать свое мнение по некоторым вопросам. Затем, подменив ответы, так, чтобы они привели к противоположной точки зрения, учёные попросили участников оправдать полученные ответы.
Как и в предыдущих опытах, лишь небольшое число участников обнаружили манипуляции с ответами (всего около 22% изменённых ответов), а более 90% добровольцев приняли, а затем одобрили по крайней мере один подменённый ответ.
Так что же эти предполагают результаты?
«Наши результаты показывают, что политические отношения и приверженность определённым политическим силам на деле могут быть гораздо более гибкими, чем это могут отразить опросы социологов, и что люди могут рассуждать о фактических вопросах политических кампаний со значительной степенью готовности к изменению своего мнения», — объясняют авторы исследования.

Что становится причиной слепоты к выбору?

Так почему же так много людей не замечают эти подмены? Неужели мы хуже осведомлены о наших предпочтениях, чем мы думаем? Интерес к самой возможности выбора может считаться одним из решающих факторов. Когда вопрос представляет для человека определённую важность, он, по всей вероятности, заметит несоответствие между тем, что он выбирает, и тем, что он на самом деле получает. Тем не менее, у такого феномена не может быть одного объяснения. В проведённом в 2010 году эксперименте (Холл, Эл и другие), например, исследователи одновременно с демонстрацией неверного изображения дарили участникам выбранное ими первоначально, что фактически привело к ещё меньшей внимательности к несоответствию.
Исследователи отмечают, что роль могу играть такие факторы, как внимание и мотивация. «Чтобы в полной мере ответить на вопрос о том, какие процессы определяют вероятность обнаружения несоответствия, мы должны выйти за рамки интересов… Как и открытый ранее феномен слепоты к изменениям, слепота к выбору, вероятно, будет подвергаться влиянию как мотивационных факторов, так и степени сосредоточенности внимания, различных требований кодирования и извлечения информации, а также конкретного характера используемой внешней обратной связи», — объяснили Холл и его коллеги.

Влияние слепоты к выбору: реальные последствия такой невнимательности

Как Вы можете себе представить, в реальном мире слепота к выбору может иметь важные последствия для человека. Способность распознавать лица играет важную роль в нашей повседневной жизни. Хотя мы и могли бы думать, что мы способны различать и распознавать лица, реальность такова, что мы на самом деле довольно редко обнаруживаем подмену.
Отдельные маркетологи и целые предприятия уделяют большое внимание неспособности потребителей определиться со своими предпочтениями. «Тот факт, что участники часто не замечают разницы между вкусом Корица-Яблоко и Грейпфрута, или запахами Манго и Pernod, может привести к некоторым проблемам пищевой промышленности, которая в значительной степени зависит от продуктовой дискриминации и исследований предпочтений, влияющих на возможность дальнейшей торговли», — предположили Холл и его коллеги.
В ходе эксперименты на тему слепоты к выбору учёным представляется возможность изучить то, что ранее было очень трудно исследовать — интроспекции. «Если кто-то настаивает на том, что знает свой ​​собственный ум, очень трудно продвинуться дальше этой точки», — пояснил Холл в интервью LiveScience. — «С помощью слепоты к выбору мы можем создать весьма специфическую ситуацию, в которой действительно можем сказать, что кто-то не прав, несмотря на то, что этот человек может утверждать, что знает свой собственный разум».

Теги: ,


Есть что сказать? Оставть комментарий!:

Яндекс.Метрика