Эрих Фромм
«Главная жизненная задача человека — дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий — его собственная личность».
Эрих Фромм, «Человек для себя» (1947)
Наибольшую известность ему принесли следующие его теоретические разработки:
понятие свободы как основополагающего аспекта человеческой природы;
- социальное сознание;
- гуманизм;
- социальный анализ;
- личностные ориентации;
- теория человеческих потребностей.
Эрих Фромм родился 23 марта 1900 года во Франкфурте (Германия). Эрих был единственным ребёнком в семье ортодоксальных евреев. Позже он описал своё детство как «весьма нервное». В 14 лет Фромма впечатлила начавшаяся Первая мировая война, и он заинтересовался поведением групп. Тогда же он и начал искать ответы на свои вопросы в трудах именитых мыслителей того времени, включая Зигмунда Фрейда и Карла Маркса.
Он продолжил изучать социологию в Гейдельбергском университете и в 1922 году под руководством Альфреда Вебераон защитил докторскую диссертацию. В 1924 году Фромм начал изучать во Франкфуртском университете психоанализ, прежде чем перейти в Берлинский институт психоанализа.
В 1926 году он женился на Фриде Райхман, женщине на десять лет старше его самого, которая когда-то была его психоаналитиком. Однако через четыре года брак распался.
Карьера
На протяжении всей своей жизни Фромм строил яркую карьеру, сочетая многочисленные преподавательские должности с публикацией книг и ведением собственной практики.
Фромм помог основать Франкфуртский институт психоанализа, где с 1929 по 1932 года он читал лекции. После прихода к власти нацистов институт был переведён в Женеву (Швейцария), а ещё позже действовал при Колумбийском университете (США).
После переезда в США Фромм занимал должности в самых разных заведениях, в их числе — Новая школа социальных исследований, Колумбийский и Йельский университеты. Его критика теорий Зигмунда Фрейда настроила против него других психоаналитиков, и в 1944 году Нью-Йоркский институт психоанализа отстранил его от работы с учащимися.
Повторно Фромм женился в 1944 году, тогда же он получил гражданство США. Чуть позже он был вынужден переехать в Мексику — в надежде облегчить болезнь его второй жены. С 1949 по 1965 годы он преподавал в Национальном автономном университете Мексики. После смерти жены в 1952 году Фромм основал Мексиканский институт психоанализа и возглавлял его вплоть до 1976 года. В 1953 году он снова женился; теперь он преподавал не только в Мексике, но и в университетах США (включая Мичиганский и Нью-Йоркский государственные университеты).
В 1974 году Фромм переехал из Мехико в Муральто (Швейцария) и оставался там до своей смерти в 1980 году.
Вклад в развитие психологии
Сегодня Эрих Фромм считается один из самых важных учёных XX-го века. Он вошёл в группу нео-фрейдистов, к которым относились также Карен Хорни и Карл Юнг. Фромм критиковал многие идеи Фрейда — в том числе эдипов комплекс, влечение к смерти и теорию либидо. Фромм считал, что общество и культура также играют важную роль в становлении личности человека.
Эрих Фромм оказал огромное влияние на развитие и гуманистического направления. Жизнь, как считал Фромм, представляла противоречие, так как люди по сути своей являются частью природы и в то же время отделяют себя от неё. Из этого конфликта возникают основные жизненные потребности, включая родственные отношения, творчество, идентичность т.д.
В одной из своих работ Фромм позже объяснял: «Я хотел понять законы, которые управляют жизнью отдельного человека, и законы общества — то есть те, что управляют людьми в их социальной жизни. Я пытался найти правду в концепциях Фрейда и в тех из его идей, что, как считалось, нуждались в пересмотре. Я пытался сделать то же самое с теорией Маркса, и, наконец, я попытался найти то, что выйдет из синтеза понимания и критики обоих мыслителей».
Избранные публикации
- «Бегство от свободы» (1941);
- «Человек для себя» (1947);
- «Психоанализ и религия» (1950);
- «Здоровое общество» (1955);
- «Искусство любить» (1956);
- «Сердце человека» (1964);
- «Природа человека» (1968);
- «Анатомия человеческой деструктивности» (1979);
- «Искусство быть» (1993);
- «О сущности бытия» (1997).
Теги: биография
Есть что сказать? Оставть комментарий!: