Что такое поведенческий анализ?

анализ поведенияАнализ поведения своими корнями уходит в традиции бихевиоризма; он основывается на принципах научения, которые приводят к переменам в поведении. Анализ поведения предлагает широкое практическое приложение в сфере психического здоровья и организационной психологии.

Анализ поведения часто используется для формирования способностей у детей и взрослых с ограниченными возможностями, улучшения академических результатов, а также повышения эффективности работы персонала.

Какое определение дают анализу поведения психологи?

Поведенческий анализ — это наука на базе принципов бихевиоризма. Специалисты поясняют, что сам процесс анализа происходит тремя различными способами.

  • Во-первых, посредством экспериментального исследования поведения.
  • Во-вторых, через прикладной анализ поведения. Этот процесс включает в себя изучение известных аспектов поведения в социальном и культурном контексте.
  • И, наконец, через концептуальный анализ поведения. Так, специалисты рассматривают поведение сквозь призму философских, исторических, теоретических и методологических вопросов.

Экспериментальный и прикладной анализ поведения

Выделяют две основные области анализа поведения: экспериментальную и прикладную. Экспериментальный анализ поведения подразумевает проведение фундаментального исследования, подкрепляющего или опровергающего знание о поведении. Прикладной анализ поведения, напротив, ориентирован на применение выведенных моделей поведения в реальных ситуациях. Те, кто работает в области прикладного анализа поведения, интересуются соотношением поведения с окружающей средой. Вместо того, чтобы уделить внимание внутреннему состоянию человека, такие терапевты стараются сосредоточиться на наблюдаемом поведении и на том, как применять поведенческие методы для моделирования поведения.

Аттестационная комиссия в области анализа поведения уточняет:

«Профессионалы в сфере прикладного анализа поведения находят принципам научения как специфическое, так и комплексное применение — в том числе и в оперантном научении, — с тем чтобы работать с поведенческими потребностями широкого круга людей в различных условиях. Например, в процессе формирования навыков у детей и улучшения академических результатов; для ускорения процесса развития, улучшения способностей и поощрения выбора детей и взрослых с различными видами инвалидности; для увеличения производительности и повышения удовлетворенности сотрудников в организациях и на предприятиях».

История поведенческого анализа

Бихевиоризм появился в значительной степени благодаря работам трёх влиятельных психологов — И. Павлова, Джона Б. Уотсона, Б. Ф. Скиннера.

Павлов обнаружил возможность обусловливания рефлекса во время работы с собаками; так появился один из первых способов научения — классическое обусловливание. Его исследования показали, что взятый из окружающей среды раздражитель (звон колокольчика, например) может быть использован, для того чтобы стимулировать выработку условного рефлекса (слюноотделение в ответ на звук колокольчика).
Джон Б. Уотсон расширил теорию Павлова, обратив её внимание на поведение человека. Свою основную статью «Психология с точки зрения бихевиориста» он опубликовал в 1913 году — тогда же, как принято считать, бихевиоризм и был оформлен окончательно.

Позже Б. Ф. Скиннер ввел понятие оперантного обусловливания, которое подразумевает обусловливание желаемого поведения подкреплением или наказанием. Эти понятия продолжают играть значительную роль в анализе и модификации поведения, а также психотерапии.

Бихевиоризм был когда-то очень крупным и влиятельным направлением в психологии, однако в 1950-х годов он стал терять значение — психологи того времени стали интересоваться гуманистическими и когнитивными подходами к изучению человека. Тем не менее, поведенческие методы до сих пор широко используется в психотерапии, консультирования, обучении и даже воспитании детей.

Методы и стратегии, используемые в ходе поведенческого анализа

К методам, используемым специалистами в области анализа поведения, относят:

  • «Сцепление». Применяя данную технику, человек разбивает задачу на более мелкие компоненты. Простейшие подзадачи решаются в первую очередь. После того, как решена одна подзадача, можно переходить к следующей. Это продолжается до тех пор, пока задача полностью не будет завершена.
  • «Подсказка». Этот подход включает в себя использование некоторой подсказки, которая наводит человека на желаемую желаемую реакцию. Сюда могут входить вопросы или визуальные сигналы-изображения.
  • Шейпинг. Эта стратегия включает постепенное изменение поведения, ближе и ближе подводящие человека к желаемому поведению.

Метки: ,

Если понравилась статья, поделись с друзьями:


Комментировать через контакт