Что такое скрытое научение?

скрытое научениеВ психологии под скрытым научением подразумевают процесс научения, результаты которого проявляются позже — когда объект получает стимул для их проявления. Например, в классе учитель показывает детям, как решать задачи, но назвать этот процесс явным научением нельзя, поскольку продемонстрировать это умение ребенок может только после того, как ему будет предложен стимул, подкрепление.

Как это работает?

Когда мы думаем о процесс научения, в голову приходят только очевидные примеры: показать крысе выход из лабиринта, предлагая ей поощрения за правильный выбор, или научить студентов поднимать руку вместо того, чтобы кричать ответ с места.
Но ведь не всегда результаты когнитивного процесса проявляются сразу. В некоторых случаях это происходит лишь тогда, когда у нас появляется в этом необходимость.

Немного истории

Термин «скрытое научение» был придуман психологом Эдвардом Толменом в ходе исследований на крысах, хотя впервые наблюдал это явление исследователь Хью Блоджетт. В экспериментах, в которых несколько крыс должны были пробегать лабиринт, крысы, которые первоначально не получали награду, каждый раз изучали новые ходы. Однако как только в испытание стали вводить поощрения, они начали опираться на то, что уже успели узнать.

Пример скрытого научения

Сюда можно отнести, например, ваше знание различных маршрутов в родном городе. Каждый день вы выбираете самые разные маршруты и узнаете расположение различных зданий, организаций и предприятий в вашем городе. Тем не менее, этот когнитивный процесс носит скрытый характер. Только тогда, когда вам нужно найти конкретное место, например, ближайшее кафе или автобусную остановку, вы демонстрируете свои знания.

Наблюдения специалистов

В своей книге по истории психологии Дэвид Хотерсалл пояснил, что несмотря на первоначальные споры вокруг этого явления, многочисленные исследователи сообщали о том, что лабораторные крысы учились и в отсутствие поощрения. Это поставило под сомнение многие из идей бихевиористов, уверенных в том, что обучение возможно только с подкреплением.

Исследования показали, что скрытое научение также способно давать надёжные результаты. Крыс помещали в лабиринт, чтобы они изучали нужный маршрут за награду, но исследователи установили также, что они без награды они изучают не только необходимый им путь, но и весь лабиринт.

Как же исследователи понимают, что имело место скрытое обучение? Всё очень просто: экспериментаторы блокируют заученный маршрут и видят, что крысы используют следующий кратчайший путь, чтобы добраться до пищи. Для этого они хорошо изучают остальную часть лабиринта, когда такое обучение происходит без подкрепления. Эти данные свидетельствуют о том, что обучение происходит и случайно, оно не обязательно обусловлено стимулами и наградами.

Как происходит скрытое научение? Некоторые эксперты полагают, что стимулом к познавательному процессу может служить даже простое любопытство. Скрытое научение связано с когнитивными способностями более высокого уровня — к решению проблем и планированию будущего, например. Если студенты выучат что-то сейчас, то в будущем они могут получить хорошие оценки, высокий средний балл или поступить в желаемый ВУЗ. Подкрепление может не быть очевидным сразу, и обучение может происходить в ожидании будущей награды.

Метки: ,

Если понравилась статья, поделись с друзьями:


Комментировать через контакт