Принципы классического обусловливания

Принципы классического обусловливанияКлассическое обусловливание включает в себя несколько этапов установления и развития реакций под влиянием внешних стимулов.

Бихевиористы описывают ряд различных явлений, которые связаны с классическим обусловливанием. Некоторые из этих элементов подразумевают установление реакции, а другие – исчезновение реакции. Эти элементы необходимы для понимания процесса классического обусловливания.

Приобретение

Приобретение – это начальная стадия обучения, когда устанавливается и развивается первая реакция. Например, представьте себе, что вы приучаете собаку выделять слюну, каждый раз, когда раздается звук колокольчика. Для этого вы будете совмещать показ чего-то съедобного со звуком колокольчика. Вы можете считать, что реакция установлена, когда собака начнет выделять слюну, каждый раз, когда слышит колокольчик. После этого вы можете постепенно развивать этот процесс, чтобы закрепить требуемую реакцию.

Угасание

Угасание происходит, когда реакция перестает проявляться. В классическом обусловливании это случается, когда условный стимул уже не комбинируется с безусловным стимулом. Например, если запах еды (безусловный стимул) сочетается со звуком свистка (условный стимул), то в конце концов звук свистка будет вызывать чувство голода. Если же запах еды перестанет сопровождаться звуком свистка, то в итоге этот звук уже не будет вызывать чувство голода.

Спонтанное восстановление

Спонтанное восстановление – это возвращение рефлекса после его временного прекращения или ослабления. Спонтанное восстановление может быстро смениться исчезновением рефлекса, если разорвется связь между условным и безусловным стимулами.

Генерализация стимулов

Генерализация стимулов – это способность условных стимулов вызывать схожие реакции, после того как рефлекс уже установился. Например, если ребенок был приучен испытывать страх при виде белого плюшевого кролика, то он будет испытывать то же чувство при виде других похожих предметов.

Дискриминация

Дискриминация – это способность отличать условный стимул от других стимулов, которые не использовались в сочетании с безусловным стимулом. Например, если звон колокольчика был условным стимулом, то дискриминация будет означать способность отличить этот звон от других похожих звуков.

Метки: ,

Если понравилась статья, поделись с друзьями:


Комментировать через контакт