Гарантирует ли высокий IQ успех в жизни?

гарантиует ли iq успехБольшинство из нас склонны считать, что люди с высоким IQ обязательно добьются успеха в жизни. В конце концов, самые успешные люди в различных сферах — науке, искусстве, бизнесе — демонстрируют чрезвычайно высокий уровень интеллекта... Однако, вопреки распространённой уверенности в успешности интеллектуально одарённых людей существует также стереотип о том, что люди с очень высоким IQ достаточно редко добиваются процветания в определённых сферах; зачастую очень умные люди имеют плохие социальные навыки, а некоторые из них даже вынуждены бороться с психической нестабильностью. Взгляните на образы блестящих, но социально неприспособленных людей, которыми изобилует современная культура, — от башковитого, но придирчивого Шелдона Купера из «Теории большого взрыва» до эксцентричного Шерлока Холмса из одноимённого сериала по серии книг Артура Конана Дойля.

Вы, наверное, лично знакомы с одним или несколькими очень умными людьми, которые достигли в избранной сфере деятельности невероятных успехов, однако наверняка у Вас есть на примете и те, кто несмотря на уровень развития интеллекта, так и не достигли больших высот. Если уровень развития интеллекта у этих людей примерно одинаков, что же тогда приводит к такого рода несоответствию результатов? Может ли уровень IQ служить показателем успеха в жизни?

Психологов уже давно заинтересовала возможность понять, как IQ человека определяет его способность функционировать в той или иной области жизни. Самые первые тесты IQ были разработаны как средство выявления школьников, которые нуждались в дополнительной помощи, но тесты быстро стали популярным способом выявления также и тех, кто мог похвастаться высоким уровнем интеллекта. Высоким уровнем развития интеллектуальных способностей человека принято считать результат в 140 и выше баллов. Давайте рассмотрим одно из самых известных исследований, посвященных зависимости таких результатов и успешности человека.

Исследование одарённости Термана

В начала 1920-х годов психолог Льюис Терман приступил к изучению идеи о том, что гениальность может быть связана с общественной и личной дезадаптации. Он отобрал около 1500 детей в возрасте от 8 до 12 лет, которые имели IQ не менее 140 — минимально требуемое значение, позволяющее человеку считаться гением. Средний балл IQ участников группы составлял 150, 80 человек имели результаты выше 170 баллов.

В течение нескольких следующих лет Терман продолжал отслеживать деятельность этих детей, наблюдая за тем, как высокий интеллект влиял на ход их жизни. Терман обнаружил, что эти дети, как правило, были развиты как психически, так и физически. Эти дети не были только академически успешны; они были более здоровыми, были выше, сильнее и удачливее, чем их сверстники с более низкими показателями IQ.

После смерти Термана в 1956 году несколько психологов продолжили оригинальное исследование, наблюдая за теми же участниками. Исследование продолжается и по сей день, являясь самым продолжительным люнгитюдным исследованием в истории. Психологи продолжают отслеживать судьбы оригинальных участников, некоторые из которых действительно достигли больших успехов в жизни. В числе участников знаменитый педагог-психолог Ли Кронбах, писатель Джесс Оппенгеймер, детский психолог Роберт Сирс, ученый Ансель Киз и многие другие — большинство из них стало преподавателями в колледжах и университетах. По состоянию на 2003 год в живых оставалось около 200 участников. Исследование будет продолжаться до тех пор, пока последний испытуемый не умрёт или не захочет прекратить своё участие.

Преуспели ли в жизни участники исследования Термана?

В 1955 году средний годовой доход составлял $5000, средний уровень доходов испытуемых Термана был впечатляющим — $33000. Две трети из них получили высшее образование и большое количество участников получили высшие учёные степени. Многие члены группы стали врачами, юристами, руководителями предприятий, преподавателями и учеными.

Однако не все из них стали настолько успешными. Мелита Оден, продолжившая исследование после смерти Термана, решила сравнить 100 самых успешных участников (группа А) со 100 наименее успешными (группа C). Они обладали примерно одинаковым уровнем IQ, но лишь несколько человек из группы С получили профессиональное образование. Их доход ненамного превышай средний по стране, в этой группе был высок процент алкоголизма и разводов. Чем можно объяснить это несоответствие? Если IQ служит одним из критериев успеха, почему эти люди так по-разному пожили жизнь?

Ещё Терман отметил, что индивиды в группе А, как правило, проявляют «благоразумие и предусмотрительность, силу воли, упорство и желание отличиться». В зрелом возрасте членов этой группы отличают трёх ключевых черты — целеустремлённость, уверенность в себе и настойчивость. О чём это говорит? О том, что, несмотря на важность интеллекта, определяющими факторами в жизни являются всё-таки личностные черты человека.

Возможные недостатки исследования Термана

Критики говорят, что исследование Термана имеет несколько известных недостатков. Во-первых, изучению не хватало обобщенности. Оригинальные участники были отобраны для изучения, поскольку они были отмечены своими учителями — до того, как их IQ был действительно измерен. Весьма вероятно, что учителя предпочли детей, проявлявших как незаурядный ум, так и социальную адаптированность, не включив в исследование их менее социально адаптированных, но таких же умных товарищей.

Поскольку проведённое Терманом исследование был лонгитюдным, на результаты могут повлиять и другие факторы — например, то, что исходная группа участников могла иметь общие характеристики и опыт, обусловленные привязкой к конкретной эпохе, в которой они жили. Например, Великая депрессия и Вторая мировая война могли стать причинами, по которым многие члены группы не стали поступать в высшие учебные заведения или заканчивать их. Многие женщины из группы не посещали школу, возможно, потому, что в то время для женщин было характерно оставаться домохозяйками, а не стремиться к профессиональной карьере.

Некоторые исследователи полагают, что любая произвольно отобранная группа детей с теми же данными была бы столь же успешной, как и оригинальная.

Современные исследования на тему зависимости жизненного успеха от IQ

Единственное, что можно достоверно предсказать, основываясь на результатах теста IQ — успеваемость в школе. Тем не менее, важно отметить, что даже если ребёнок хорошо учится в школе, это не обязательно означает, что он будет преуспевать на работе или в других сферах жизни.

Несколько исследований показали, что дети с исключительными академическими способностями могут испытывать больше социальных проблем — в том числе, страдать от социальной изоляции, — чем их менее одарённые ровесники. Ещё одно исследование показало, что люди с более высоким IQ чаще курят марихуану и употребляют другие наркотики. Почему? Исследователи предполагают, что люди с высоким уровнем IQ, как правило, более открыты к новому опыту. Они больше остальных готовы пробовать новые вещи, поэтому, вероятно, и будут стремиться к новому опыту — даже если он заключается в том, чтобы попробовать наркотики.

Учёные до сих пор продолжают спорить, в какой мере IQ определяет жизненный успех, но последние исследования, кажется, всё-таки подтверждают общие выводы Термана. Интеллект является важным компонентом успеха, но всё же не является гарантией успеха. Результаты люнгитюдного исследования одарённости Термана показывают, что IQ может играть важную роль в определении жизненного успеха. Однако влияние оказывают и такие факторы, как семейное положение, социально-экономический статус и образовательный опыт. Кроме того, личностные факторы — включая мотивацию, готовность работать, приверженность определённым целям, творческая и эмоциональная зрелость — также тесно связаны с успехом в жизни.

Метки: , , ,

Если понравилась статья, поделись с друзьями:


Комментировать через контакт