Эксплицитная и имплицитная память

эксплицитная и имплицитная памятьЛюбой студент Вам скажет, что для того чтобы запомнить необходимую информацию, нужно приложить много усилий. Когда человек готовится к серьёзному экзамену, он может в течение нескольких часов повторять материал, чтобы запомнить всё, что должен сдавать. Тем не менее, некоторые события, детали и опыт сохраняются в нашей памяти практически без усилий. Например, на пути к классу Вы услышали раздражающую мелодию по радио — и даже несколько дней спустя Вы будете её напевать. Почему же некоторые вещи невероятно трудно запомнить, а другие — как эта глупая песня — очень просто?
В процессе сознательного запоминания работает эксплицитная память, в то время как при бессознательном запоминании работает имплицитная. Большая часть информации, которую можно найти о памяти, касается, как правило, на эксплицитной памяти. А вот тем, как работает имплицитная память, и тем, как она влияет на наши знания и наше поведение, исследователи интересуются до сих пор.

Эксплицитная память

Когда Вы пытаетесь намеренно запомнить что-то (математические формулы или список дат к уроку истории), эта информация хранится в эксплицитной памяти. Мы пользуемся ей каждый день — запоминая материал перед проверочной работой, вспоминая о дате свидания или времени отправления поезда. Этот тип памяти также известен как декларативная память, поскольку с её помощью мы можем сознательно вспомнить и объяснить то или иное явление.
Есть два основных типа эксплицитной памяти:

  • эпизодическая память (это Ваши долгосрочные воспоминания о конкретных событиях — например, о том, что Вы делали вчера или чем увлекались в средней школе);
  • семантическая память (это воспоминания о фактах, понятиях, именах и другой информации общего содержания).

Имплицитная память

Вещи, которые мы не пытаемся запомнить намеренно, хранятся в имплицитной памяти. Этот вид памяти является одновременно и бессознательным и непреднамеренным. Воспоминания этого типа представляют собой, например, навыки выполнения определённых задач — ударить мяч бейсбольной битой или загрузить хлеб в тостер и т.д. Мы не вспоминаем сознательно, как это делается — просто берём и делаем. Но, несмотря на это, имплицитная память оказывает значительное влияние на то, как мы себя ведём.
Мы можем петь знакомые песни, набирать текст на клавиатуре компьютера, следовать своим ежедневным привычкам, водить автомобиль благодаря именно имплицитной памяти. Или, к примеру, кататься на велосипеде. Даже по прошествии многих лет без тренировки, большинство людей способны удерживать равновесие на велосипеде и ездить на нём без особых усилий.

Метки: ,

Если понравилась статья, поделись с друзьями:


Комментировать через контакт