Психология креативности

Что нужно для того, чтобы стать креативной личностью?

Как именно психологи определяют креативность? Изучение креативности может быть сложным процессом. Мало того, что креативность сама по себе сложная тема, но помимо того нет четкого консенсуса относительно того, как точно определить креативность. Многие из наиболее распространенных определений говорят о том, что креативность – это тенденция к решению проблем или созданию новых вещей по-новому.

Компоненты креативности

К двум основным компонентам креативности относятся:

  1. Оригинальность: идея должна быть чем-то новым, а не просто дополнением чего-то, что уже существует.
  2. Функциональность: идея должна действительно работать или обладать некоторой степенью полезности.

Когда происходит креативность?

В своей книге Creativity: Flow and the Psychology of Discovery and Invention (на русском языке издано: Чиксентмихайи М. Поток: Психология оптимального переживания. – М.: Альпина нон-фикшн, 2013) психолог Михай Чиксентмихайи предположил, что креативность часто можно увидеть в нескольких разных ситуациях.

  • Люди, которые кажутся возбужденными, интересными и имеют множество необычных мыслей.
  • Люди, которые воспринимают мир с новой перспективой, имеют глубокие идеи и делают важные личные открытия. Эти люди делают творческие открытия, которые обычно известны только им.
  • Люди, которые делают великие творческие достижения, что становятся известны всему миру. Изобретатели и художники, такие как Томас Эдисон и Пабло Пикассо, входят в эту категорию.

Типы креативности

Эксперты также склонны различать различные типы креативности.
Модель креативности «четырех с» предполагает, что существует четыре разных типа:

  1. Креативность «Мини-с» включает в себя лично значимые идеи и идеи, которые известны только самому человеку.
  2. Креативность «Малое-c» включает в себя в основном повседневное мышление и решение проблем. Этот тип креативности помогает людям решать повседневные проблемы, с которыми они сталкиваются, и адаптироваться к изменяющимся условиям.
  3. Креативность «Про-C» встречается среди профессионалов, которые являются квалифицированными и креативными в своих областях. Эти люди являются креативными в своем занятии или профессии, но не достигают превосходства в своих работах.
  4. Креативность «Большое-C» предполагает создание работ и идей, которые считаются выдающимися в конкретной области. Этот тип креативности ведет к возвышению и признанию и часто приводит к изменениям во всем мире, таким как медицинские инновации, технологические достижения и художественные достижения.

Что делать, чтобы быть креативным?

Чиксентмихайи предполагает, что креативные люди, как правило, обладают различными качествами, которые способствуют их инновационному мышлению

Некоторые из этих ключевых качеств включают:

  • Энергия: творческие люди, как правило, обладают большой физической и умственной энергией. Тем не менее, они также, как правило, проводят много времени за спокойным размышлением.
  • Интеллект: психологи давно считают, что интеллект играет важную роль в креативности. В знаменитом продолжительном исследовании Термана одаренных детей, обнаружилось, что, хотя высокий IQ необходим для хорошей креативности, не все люди с высокими IQ являются творческими. Чиксентмихайи считает, что творческие люди должны быть умными, но также они должны способны смотреть на вещи свежим, даже наивным образом.
  • Дисциплина: творческие люди не просто сидят, ожидая вдохновения, чтобы сделать шаг. Они веселые и радостные, но они также дисциплинированы в погоне за своей работой и страстями.

Хотя некоторые люди креативны от природы, есть вещи, которые вы можете сделать, чтобы увеличить свою креативность. Как отметил Чиксентмихайи, креативность требует свежей перспективы в сочетании с дисциплиной. Как гласит знаменитое высказывание Томаса Эдисона, “гений – это один процент вдохновения и девяносто девять процентов труда”.

Покойная Майя Энджелоу также предположила, что креативное мышление способствует ещё большей креативности:

«Креативность или талант, как электричество, – это то, чего я не понимаю, но то, что я могу провести и использовать. В то же время пока электричество остается загадкой, я знаю, что смогу подключить его и осветить собор или синагогу, или операционную и использовать его, чтобы помочь спасти жизнь. Или я могу использовать его для того, чтобы кого-то убить электрическим током. Как и электричество, креативность не судит, я могу использовать её продуктивно или разрушительно. Важно использовать её. Чем больше вы её используете, тем больше вы имеете»

Источники:

Angelou, M., & Elliot, J.M. (1989). Conversations with Maya Angelou. Jackson: University Press of Mississippi.
Csikszentmihalyi, M. (1996). Creativity: The Work and Lives of 91 Eminent People. New York: HarperCollins.
Csikszentmihalyi, M. (1997). Creativity: Flow and the Psychology of Discovery and Invention. New York: HarperCollins.
Kaufman, J.C., & Beghetto, R.A. (2009). Beyond big and little: The four C model of creativity. Review of General Psychology, 13(1), 1–12. doi:10.1037/a0013688.


Есть что сказать? Оставть комментарий!: