Что такое теория психосоциального развития?

теория эриксонаТеория психосоциального развития Эрика Эриксона является одной из самых известных теорий личности в психологии. Как и Зигмунд Фрейд, Эриксон считал, что личность развивается в несколько этапов.
В отличие от психосексуальной теории Фрейда, теория Эриксона описывает влияние социального опыта в течение всего периода жизни. Одним из основных элементов психологической теории стадии Эриксона является развитие Эго-идентичности. Эго-идентичность — это сознательное ощущение целостности собственной личности, которое мы формируем в ходе социального взаимодействия. По мнению Эриксона, наша Эго-идентичность постоянно меняется в связи с новым опытом и информацией, которую мы приобретаем в повседневном взаимодействии с другими людьми.
Когда психологи говорят о личности, они имеют в виду все убеждения, идеалы и ценности, которые помогают влиять на поведение человека и управлять им. Формирование идентичности начинается в детстве и приобретает особенную значимость в подростковом возрасте; однако это процесс, который продолжается на протяжении всей жизни. Идентичность даёт каждому из нас чувство целостности собственной личности, которое продолжает расти в ходе нашего взросления.
В дополнение к выделению Эго-идентичности, Эриксон считал, что поведение и действия человека мотивируются чувством компетентности. Каждый этап Эриксон связывал со становлением его компетентности в какой-либо сфере жизни. Если развитие на определённой стадии проходит хорошо, человек начинает чувствовать своё мастерство — иногда это называют «силой Эго». Если во время какой-либо стадии появляются проблемы, у человека возникает чувство неполноценности.
На каждом этапе, как он полагал, люди переживают конфликт, который служит поворотным моментом в развитии. С точки зрения Эриксона, эти целью подобных конфликтов является либо развитие определённого психологического качества, либо неспособность его проявить. Возможности для личностного роста обширны, но при этом всегда имеется вероятность сбоя.

Этап 1. Доверие против недоверия

  • Первый этап теории психосоциального развития происходит в период от рождения до одного года; он является наиболее фундаментальным этапом в жизни ребёнка.
  • Ребёнок полностью зависит от других людей, поэтому формирование доверия к его воспитателям базируется на их надёжности и других качествах.
  • Если доверие к другим формируется успешно, он или она будет чувствовать себя в безопасности. Непоследовательные, эмоционально неподходящие или жёсткие воспитатели способствуют развитию чувства недоверия у детей, о которых они заботятся. Неспособность проявить доверие приведет к появлению страха и веры в то, что мир непостоянен и непредсказуем.
  • Конечно, ни у одного ребёнка не может появиться чувство абсолютного доверия или абсолютного сомнения. Эриксон считал, что успешное развитие подразумевает баланс между двумя противоборствующими сторонами. Когда это происходит, дети приобретают надежду, которую Эриксон описал как готовность к испытаниям, умеренную некоторой настороженностью и осознанием присутствия возможной опасности.

Этап 2. Автономия против стыда и сомнения

  • Второй этап развития, согласно психосоциальной теории Эриксона, происходит в раннем детстве и ориентирован на формирование у детей самоконтроля.
  • Как и Фрейд, Эриксон считал, что приучение к туалету — важная часть этого процесса. Однако рассуждения Эриксона довольно отличались от идей, предложенных Фрейдом. Эриксон считал, что ребёнок, научившись контролировать свой организм, обретает чувство контроля и независимости.
  • Также большую роль начинает играть приобретение контроля над выбором продуктов питания, игрушек и одежды.
  • Дети, которые успешно завершают эту стадию, чувствуют себя безопасно и уверенно, в то время как у остальных появляется чувство неполноценности и неуверенности в себе.
  • Эриксон считал, что достижение баланса между самостоятельностью и стыдом или сомнениями приведёт к формированию воли, которая подразумевает, что дети могут действовать согласно своим замыслам, но при этом в пределах разумного.

Этап 3. Инициатива против вины

  • В дошкольном возрасте дети начинают утверждать свою власть и контроль над миром — через игру и другие виды социального взаимодействия.
  • Дети, у которых на данном этапе всё получается, чувствуют себя способными и на самом деле способны вести за собой других. Те, кто не может приобрести эти навыки, получают чувство вины, неуверенности в себе, а также отсутствие инициативы.
  • Когда достигается идеальный баланс личной инициативы и готовности работать с другими, возникает ещё одно качество Эго — целеустремленность.

Этап 4. Трудолюбие против неполноценности

  • Этот этап охватывает ранние школьные годы — примерно с 5 до 11 лет.
  • Через социальное взаимодействие дети начинают обретать чувство гордости за свои достижения и способности.
  • У детей, которых поощряли и высоко ценили их родители и учителя, развивается чувство компетентности и убеждённости в своих силах. Те, кого родители, учителя или сверстники хвалили редко либо вообще не хвалили, сомневаются в своих способностях и в своей успешности.
  • Достижение гармонии на данном этапе психосоциального развития приводит к качеству, известному как компетенция, или вера в свои способности справиться с поставленными задачами.

Этап 5. Идентичность против диффузии ролей (ролевого смешения)

  • В подростковом возрасте дети исследуют границы своей независимости и развивают самоощущение.
  • Те, кто получают надлежащее поощрение во время этой стадии, укрепляют своё чувство самосознания, а также чувство независимости и контроля. Тот же, кто не уверен в своих убеждениях и желаниях, будет чувствовать себя неуверенно, такого человека будут приводить в смятение мысли о себе и о будущем.
  • Успешное завершение этого этапа приводит к верности, которую Эриксон описывал как способность жить согласно стандартам и ожиданиям общества.

Этап 6. Близость против изоляции

  • Этот этап охватывает период ранней зрелости — время, когда люди исследуют личные отношения.
  • Эриксон считал, что установление и развитие тесных, целостных отношений с другими людьми играет очень важную роль. Успех на этом этапе гарантирует человеку возможность формировать прочные и надёжные отношения.
  • Нужно помнить, что каждая стадия базируется на навыках, полученных во время предыдущих этапов. Эриксон полагал, что развитое чувство самоидентичности очень важно для развития интимных отношений. Исследования показали, что без него люди, как правило, строят менее совершенные отношения и, скорее всего, страдают от эмоциональной изоляции, одиночества и депрессии.
  • Успешное завершение этой стадии приводит к появлению любви. Под этим понятием Эриксон подразумевал способность формировать устойчивые, содержательные отношения с другими людьми.

Этап 7. Генеративность против стагнации

  • Будучи взрослыми, мы продолжаем строить нашу жизнь, сосредотачиваясь на нашей карьере и семье.
  • Те, кто успешно проходят этот этап, чувствуют, что они вносят свой вклад в развитие мира, проявляя активность как дома, так и в своём сообществе, окружении. Те, кто не могут обрести этот навык, будут чувствовать себя непродуктивными, а иногда даже более того — чужими, лишними в этом мире.
  • Забота — вот та добродетель, которая достигается в случае успеха этом этапе. Гордясь своими достижениями, наблюдая за взрослением детей и развитием чувства единства со спутником жизни, человек осознаёт настоящие ценности, присущие этой стадии.

Этап 8. Целостность Эго против отчаяния

  • Этот этап приходит с наступлением старости и ориентирован на воспоминания о прошлой жизни.
  • Те, кого на этой стадии преследуют неудачи, будут чувствовать, что их жизнь была потрачена впустую, и испытывать много сожалений. Человека могут преследовать чувства горечи и отчаяния.
  • Тот, кто может гордиться своими достижениями, будет испытывать чувство целостности своего Эго. Успешное завершение этой фазы означает, что человек, думая о прошлом с небольшим лишь сожалением, в целом, будет испытывать чувство удовлетворения. Именно такие люди способны достичь мудрости — даже перед самой смертью.

 

Одним из достоинств этой теории является то, что она обеспечивает широкую основу для исследования развития личности человека на протяжении всей его жизни. Это также позволяет подчеркнуть социальную природу человека и важность влияния социальных отношений на процесс его развития. Исследователи обнаружили факты, подтверждающие идеи Эриксона об идентичности, а также определили различные подэтапы формирования личности. Некоторые исследования также показывают, что люди, у которых в подростковом возрасте формируется чёткая Эго-идентичность, лучше способны завязывать интимные отношения во взрослом возрасте.

Ограничения психосоциальной теории

Какие переживания необходимы для успешного завершения того или иного этапа? Как человек должен двигаться от одной стадии к другой? Одним из основных недостатков теории Эриксона является то, что не очень хорошо описаны или не до конца разработаны механизмы разрешения конфликтов и переход от одного этапа к другому. Его теория не в состоянии подробно объяснить, какой именно опыт необходим на каждом этапе для того, чтобы успешно разрешить конфликт и перейти к следующему.

Метки: , , , , ,

Если понравилась статья, поделись с друзьями:


Комментировать через контакт