Что такое взаимный детерминизм?

взаимный детерминизмПо мнению психолога Альберта Бандуры, взаимный детерминизм представляет собой модель, состоящую из трёх факторов, которые влияют на поведение: окружающий мир, сам человек и его поведение. По сути, Бандура полагает, что на поведение индивида оказывают влияние как социальный мир, так и его личностные характеристики.

Окружающая среда как компонент модели детерминизма состоит из физической среды вокруг человека, в которой содержатся потенциальные стимулы — в том числе и люди, как присутствующие, так и отсутствующие. Среда влияет на интенсивность и частоту проявления поведения, так же, как само поведение может оказывать влияние на отдельные компоненты окружающей человека среды.

Индивидуальный компонент включает в себя все характеристики, которые получили подкрепление в прошлом. Личность и когнитивные факторы играют важную роль в том, как человек ведёт себя, — в том числе все его ожидания, верования и уникальное сочетание личностных качеств.

И, наконец, само поведение может или не может быть подкреплено в любой момент времени или в любой ситуации.

Наблюдения специалистов

«Альберт Бандура полагает, что личность является продуктом трёх взаимодействующих сил: среды, поведения и мысли. Бандура назвал постоянное взаимодействие между этими тремя факторами обратным детерминизмом. Мы сами ставим себя в определённые условия и в конкретную среду, что влияет на наше поведение. То, как мы думаем — наши предпочтения, цели, ценности и особенности восприятия — может определять среду, которую мы выбираем, а также поведение, которое мы демонстрируем. Наше поведение, в свою очередь, может привести к изменению окружающей среды, а также того, как мы думаем. Все три переменные влияют друг на друга во взаимном порядке».

Пасторино и Дойл-Портильо, «Что такое психология: основы» (2013)

«Взаимный детерминизм предполагает, что люди функционируют в результате динамичного взаимодействия между их поведением, окружающей среды и личностными характеристиками. Личностные характеристики включают в себя мысли, эмоции, ожидания, убеждения, цели и так далее. Поведение понимается как навыки и действия человека. И, наконец, под окружающей средой понимается социальные и физическое окружение человека. Все три системы взаимодействуют друг с другом; таким образом, изменение в одной затронет и другие. Идея взаимного детерминизма подразумевает, что люди могут вмешаться в своё будущее — как раз из-за такого взаимодействия».

Ли, «Энциклопедия школьной психологии» (2005)

Примеры взаимного детерминизма

Давайте представим, что Анна — застенчивая студентка, которая обычно держит все свои чувства при себе (личный/когнитивный компонент). Она входит в кабинет в первый день занятий, и обнаруживает, что все остальные студенты уже присутствуют (окружающая среда). Скорее всего, она предпочтёт просто тихо проскользнуть назад и занять свободное место, чтобы не привлекать к себе внимание (поведенческий компонент). Однако в нашем примере другой студент громко приветствует Анну и приглашает её сесть рядом. Получается, что в этом случае окружающая среда ввела в ситуацию новый стимул — дружелюбного студента, — что привело к изменению нормальной жизни Анны. В результате изменилось и её поведение.

«Предположим, что один автомобилист подрезает на дороге другого. Он может злиться — мол, преподам этому парню урок. Подобные мысли увеличивают вероятность проявления агрессивного поведения в дальнейшем — например, он как раз-таки подрежет второго автомобилиста. Агрессивное поведение, в свою очередь, повлияет на социальную среду, и другой автомобилист реагирует так же агрессивно. Действия другого автомобилиста ещё больше разозлят первого (мол, не могу же я позволить ему просто так уйти!) и приведут к ещё более агрессивному поведению. Это порочный круг эскалации агрессивного поведения и злости может может иметь трагические последствия».

Невид, «Психология: основные понятия и применение» (2013)

«Предположим, 4-летний ребёнок обнаруживает, что может получить игрушки, которые захочет, нападая на детей, с которыми играет. В этом случае желаемые игрушки становятся результатом, который усиливает агрессивное поведение ребёнка. Но обратите внимание на то, что подкрепление здесь производится самим ребёнком — через свои агрессивные действия. Получается, что не только издевательства подкрепляются (путём получения игрушки), но и характер обстановки, в которой происходит игра (окружающей среды) тоже претерпевает изменения. Наш хулиган становится более склонным к издевательствам над товарищами в будущем, в то время как эти самые товарищи становятся жертвами, склонными к уступкам».

Шаффер, «Социальное и личностное развитие» (2009)

Метки: , ,

Если понравилась статья, поделись с друзьями:


Комментировать через контакт