Психогенные потребности по Мюррею

психогенные потребностиАмериканский психолог Генри Александр Мюррей (1893-1988) разработал теорию личности, в которую включил мотивы и потребности. Под потребностью Мюррей подразумевал «возможность или готовность реагировать определённым образом на определённые конкретные обстоятельства» (1938).

Теории личности, основанные на потребностях и мотивах, предполагают, что наша личности представляет собой отражение поведения, контролируемого потребностями.

В то время как одни потребности носят поверхностный, временный и переменчивый характер, другие глубоко укоренились в нашей природе. По мнению Мюррея, эти потребности — психогенные потребности — функционируют в основном на бессознательном уровне, но играют важную роль в формировании нашей личности.

Типы потребностей по Мюррею

Мюррей разделил потребности на две группы:

  • первичные потребности — насущные потребности, заложенные природой (потребность в кислороде, пище, воде и т.д.);
  • вторичные потребности — как правило, имеют под собой психологическую подоплёку (например, потребность в заботе, независимости или достижениях).

Конечно, вторая группа не носит фундаментальный характер и не играет роли в вопросе выживания, однако эти потребности имеют большое значение для психологического комфорта и благополучия человека.

Список психогенных потребностей

Ниже приведём неполный список потребностей, выявленных Мюрреем и его коллегами. По мнению Мюррея, эти потребности присущи всем, но каждый из нас стремится удовлетворить их до определённого уровня.

1. Потребности амбиции:

  • в достижениях: желание успеха, достижений и сил на преодоление препятствий;
  • в эксгибиции: стремление шокировать или привлечь к себе внимание других людей;
  • в признании: стремление получить определённый социальный статус.

2. Материальные потребности:

  • во владении вещами;
  • в создании вещи.
  • в порядке и организованности и т.д.

3. Потребности силы:

  • в самоуничижении: желание исповедоваться или извиниться;
  • в автономии — стремление к независимости и стабильности;
  • в агрессии;
  • в избегании чувства вины: желание следовать правилам;
  • в уважении: желание взаимодействовать с другими на равных;
  • в доминировании — желание управлять другими.

4. Потребности привязанности:

  • в принадлежности к определённому кругу людей;
  • в заботе о другом человеке;
  • в игре — стремление получать положительные эмоции с другими;
  • в помощи и защите со стороны других и т.д.

5. Информационные потребности:

  • в познании: стремление к получению знаний;
  • в экспозиции: желание учить других.

Что влияет на психогенные потребности?

Каждая потребность важна само по себе, однако Мюррей считает также, что потребности могут быть взаимосвязаны, могут поддерживать друг друга и вступать в противоречие друг с другом. Например, потребность в доминировании может конфликтовать с потребностью в принадлежности к определённому кругу, когда чрезмерный контроль со стороны человека отталкивает от него друзей, семью и потенциальных романтических партнёров. Кроме того, Мюррей считает, что огромную роль в том, как эти психогенные потребности отражаются на поведении, играют экологические факторы. Мюррей назвал эти внешние силы давлением окружающей среды.

Исследование психогенных потребностей

Другие психологи подвергли концепцию психогенных потребностей Мюррея пристальному изучению. Например, результаты исследований, посвященных потребности в достижениях показали, что люди с высоким уровнем этой потребности склонны выбирать более сложные задачи. Исследования на тему потребности в принадлежности к группам обнаружили, что люди с высоким уровнем этой потребности, как правило, принадлежат к крупным социальным группам, тратят больше времени на социальное взаимодействие, и, скорее всего, страдают от одиночества, когда сталкиваются с необходимостью воздержаться от социального контакта.

Метки: , ,

Если понравилась статья, поделись с друзьями:


Комментировать через контакт