Целебная сила записывания: руководство по ведению с клиентами журнала
Теперь не только подросткам пристало записывать свои мысли и чувства, но и взрослым, вполне состоявшимся людям. Как это? Автор книги, Сьюзан Боркин, делится подробностями!
Вы — тот, кто собирается к психотерапевту, но при этом не желает формулировать Ваши эмоции и мысли, Ваше поведение во время сеанса словесно? Для Вас это вызов — представить терапевту факты из своей жизни при помощи слов?
Вы — врач, который изо всех сил пытается найти правильный подход к неуверенному, сдержанному и скрытному клиенту? Вам достаточно трудно заставить юных клиентов озвучить свои эмоции, мысли или поведение?
Если это так, Сьюзан Боркин — автор книги «Целебная сила записывания: руководство по ведению с клиентами журнала» — предлагает Вам взять в руки ручку.
Ведение журнала, согласно Боркин, — это «любой тип записывания или связанного с ним процесса выражения, используемый в целях психологического исцеления или роста». Она включает сюда отражение на бумаге мыслей и эмоций, «равно как и другие, менее традиционные методы — такие как диалог с самим собой, интеллект-карты, ведение журнала событий, десенсибилизацию и переработку движением глаз, когнитивно-поведенческую терапию и т.д.».
Любому терапевту становится понятно, что это провоцирует мощное усилие как самого психотерапевта, так и клиента, которое могут расширить возможности второго и кое-чему научить первого.
Многие клиенты прибегают к терапии с поразительной задержкой, которая не только становится на пути их личностного роста, но и заставляет их «защищаться» от терапевта, при этом отнимая возможность извлечь выгоду из разговора с ним. Но если Вам удалось попасть к настоящему профессионалу, сострадательному и искреннему терапевту, ведение журнала может принести большую выгоду. Боркин приводит тематические исследования, подтверждающие пользу изложения мыслей пациента письменной форме и возможность наладить таким образом связь с клиентом.
Ведение журнала — прекрасный способ помочь клиентам выразить словами то, что их беспокоит. При чём, видна польза не только для клиентов, но и для самого терапевта, ведь по записям можно многое узнать о внутреннем, «скрытом» мире клиента . Практикантам, которым ещё не доводилось испробовать журналирование в качестве терапевтического метода, рекомендуется прочитать книгу с «открытым разумом» и адаптировать данные автором советы применительно к своему стилю работы.
У ведения журнала есть и свои недостатки: например, люди часто считают записывание подростковым занятием, которое позволяет им иметь что-то личное, тайное. Люди представляют себе записную книжку с разноцветными страницами, замочком и ключиком. Дневник для несовершеннолетних, уверены они; ведь дети не высказывают свои эмоции, подростки неспособны выразить свои переживания или, к примеру, глубочайшие желания.
Но ведение журнала, на самом деле, гораздо важнее. Это процесс, который позволяет человеку задуматься о своих эмоциях, мыслях и поведении во время каких-либо событий их жизни. Это даёт возможность самому изучить поведение и отношение других, посмотреть на ситуацию с разных точек зрения. В некоторых случаях ведение журнала даёт возможность написать себе «письмо» — полное вдохновляющих цитат, напоминаний или радостных воспоминаний.
Если журнал ведёт сам терапевт (да-да, бывает и такое!), он может прийти к важным для него выводам. Можно оценить себя и свои действия с духовной точки зрения. Это обеспечивает чувство самосознания и чувство благополучия.
К некоторым преимуществам ведения журнала, как пишет Боркин, можно отнести когнитивную обработку (соединение фрагментов мыслей и воспоминаний в одно целое), личностное развитие (клиент берёт ответственность за свое выздоровление), конфронтация и регулирование эмоций (неприятные эмоции высвобождаются, и у клиента появляется возможность научиться с ними справляться) и т.д.
Опыт показывает, что использование клиентом журнала приводит к более сильной связи между ним и терапевтом. Это также позволяет врачу заглянуть в эмоции и внутренний мир человека, что идёт на пользу терапии. Боркин предлагает несколько способов сделать ведение журнала эффективным и приятным. Терапевтам она предлагает способы структурирования собственного подхода к лечению. И хотя её книга, на самом деле, не предназначена для самих клиентов, она может помочь составить некоторое представление о том, почему ведение журнала полезно, и о том, как его начать, практически любому читателю.
Например, она пишет, что ведение журнала может осуществляться в различных форматах:
- повествование (начинают с воспоминаний из самого раннего детства и постепенно двигаются к настоящему времени) — так рассказывают истории о путешествиях, о своей жизни и об изменениях в ней;
- составление маркированных списков (предлагает краткие описания или факты о себе и вещах, которые поразили клиента, запомнились ему или, возможно, коренным образом изменили его жизнь);
- создание интеллект-карт (фиксация связей между событиями и явлениями в жизни клиента);
- перечисление (составление списка важных событий, изменивших человека, или же случившихся после изменения жизни).
Какой бы путь Вы ни решили избрать — если Вы, конечно, решитесь попробовать ведение журнала — убедитесь, что это соответствует вашему стилю работы с клиентами. И имейте в виду, что ведение журнала не требует ни надлежащего соблюдения грамматических норм, ни особых навыков письма, ни даже опыта. Это просто сеанс терапии с самим собой, и Боркин хорошо описывает путь для решившего к ней прибегнуть.
Теги: журналирование, клиническая психология
Есть что сказать? Оставть комментарий!: