Отношение: как оно влияет на наше поведение?

формирование отношенияКак Вы относитесь к смертной казни? Какая, на Ваш взгляд, политическая партия наилучшим образом управляет страной? Следует ли вводить в школах религиозное воспитание? Следует ли контролировать насилие на телевидении?
Скорее всего, у Вас имеется мнение насчёт этих и подобных им вопросов… Сформированное Вами отношение к таким вопросам влияет на Ваши убеждения и особенности поведения. Отношение — важная тема для исследований в области социальной психологии. Что же это такое? И как оно формируется?

Что такое отношение?

Психологи определяют отношение как приобретённое стремление оценивать вещи определённым образом. Оно может включать оценку людей, вопросов, объектов, явлений или событий. Такие оценки могут быть положительными или отрицательными, но не всегда — время от времени они могут также носить неопределенный характер. Например, Вы можете испытывать смешанные чувства по поводу конкретного человека или вопроса.
Исследователи полагают, что существует несколько компонентов отношения:

  • эмоциональный (включает эмоции, которые вызывают определённые объекты, люди, явления или события);
  • когнитивный (мысли и представления человека о предмете);
  • поведенческий (влияние, которое отношение оказывает на поведение человека).

Отношение может быть явным и неявным. Явные мы осознаём, можем также заметить их влияние на наши убеждения и модели поведения. Неявные отношения же нами не осознаются.

Как формируется отношение?

Отношение является непосредственным следствием опыта. Они могут возникнуть в результате прямого личного опыта либо же в результате наблюдения. Сильное влияние на отношения могут оказывать социальные роли и социальные нормы. Социальные роли включают модели поведения, которых люди должны придерживаться в той или иной роли или ситуации. Социальные нормы подразумевают модели поведения, которые общество считает подходящими.
На отношение человека можно влиять различными способами. Рассмотрим, как рекламодатели используют классическое обусловливание, чтобы повлиять на отношение к конкретному продукту. В телевизионной рекламе Вы видите, как молодые, красивые люди веселятся на тропическом пляже, наслаждаясь рекламируемым напитком. Этот привлекательный образы провоцирует Вас на установление положительного отношения к этому конкретному напитку.
Для влияния на формирование отношения можно использовать и оперантное обусловливание. Представьте себе молодого человека, который только что начал курить. Всякий раз, когда он зажигает сигарету, люди жалуются, стыдят его и просят его отойти подальше. Эта обратная связь от окружающих его людей, в конечном счёте, заставляет его сделать неприятные выводы о курении, и он, возможно, задумается о том, чтобы отказаться от вредной привычки.
Человек может сформировать отношение, даже просто наблюдая за другими. Когда кто-то, кем Вы восхищаетесь, придерживается определённого мнения, скорее всего, у Вас сформируются те же убеждения. Например, дети долго наблюдают за своими родителями и обычно у них формируются те же самые установки.

Как отношение влияет на поведение?

Психологи склонны считать, что люди ведут себя в соответствии со своими убеждениями. Тем не менее, социальные психологи обнаружили, что отношения и реальное поведение не всегда соотносятся идеальным образом. В конце концов, даже если человек поддерживает определённого кандидата либо конкретную политическую партию, это вовсе не означает, что он готов пойти и голосовать.
Исследователи обнаружили, что люди ведут себя в соответствии с их отношением при определённых условиях:

  • когда отношение — результат личного опыта;
  • когда человек — эксперт в той или иной теме;
  • когда человек ожидает благоприятного исхода событий;
  • когда отношения выражались уже неоднократно;
  • когда человеку предстоит выиграть или потерять что-то в конкретной ситуации.

В некоторых случаях люди могут и изменить свое отношение — с тем, чтобы привести его в соответствие со своим поведением. Речь идёт о преодолении когнитивного диссонанса, в котором человек испытывает психологический стресс из-за противоречащих друг другу мыслей и убеждений. Именно для того чтобы снизить эту напряжённость, люди и меняют своё отношение.
Представьте себе следующую ситуацию: Вы придаёте большое значение финансовой безопасности, но начинаете встречаться с финансово нестабильным человеком. Для того чтобы уменьшить напряжение, вызванное противоречием между убеждениями и поведением, Вы можете выбрать один из двух вариантов: прекратить отношения и искать обеспеченного партнёра либо перестать придавать столь большое значение финансовой стабильности. То есть, Вам придётся или изменить отношение, или изменить своё поведение.

Изменение отношения

Хотя отношение может иметь мощное воздействие на поведение, оно не постоянно. Те же факторы, что формируют отношение, могут также и вызвать перемены.

  • Изменение отношения при помощи теорий научения. Для того чтобы изменить отношение, используются классическое обусловливание, оперантное и имитационное научение. Классическое обусловливание используют для создания положительных эмоциональных реакций на объект, человека или событие, связывая с ним позитивные эмоции. С помощью оперантного научения укрепляют желательные отношения и ослабляют нежелательные. Люди могут изменить свое отношение и в ходе наблюдения за поведением других.
  • Изменение отношения при помощи модели вероятностной актуализации. Согласно этой теории, люди меняют своё отношение по двум причинам. Их может мотивировать сообщение либо качества говорящего. Считается, что с наибольшей вероятностью изменения могут вызвать именно сообщения, ведь они заставляют человека задуматься о той или иной проблеме.
  • Изменение отношения при помощи теории когнитивного диссонанса. Как уже упоминалось ранее, люди могут менять своё отношение именно тогда, когда у них имеются противоречивые убеждения.

Теги: , ,


Есть что сказать? Оставть комментарий!:

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.
Яндекс.Метрика