Основные этапы социального и эмоционального развития ребёнка

основные этапы эмоционального развитияЗа физическим развитием в первые годы жизни ребёнка наблюдать зачастую проще всего, следует отмечать также и другие аспекты развития — в том числе социальный и эмоциональный. Во многих случаях эти достижения может быть трудно или даже невозможно определить самостоятельно, так как часто они включают в себя такие вещи, как развитие самосознания. Ведь правда — отметить этот успех сложно, но он так же важен, как и прогресс в физическом развитии. Тем более, что социальные и эмоциональные навыки обретают невероятное значение, как только ребёнок поступает в школу.

От рождения до 3 месяцев

В течение первых трёх месяцев жизни младенцы активно познают себя и окружающих их людей. Часть этого навыка включает в себя:

  • рассматривание своих рук и посасывание пальцев;
  • разглядывание частей своего тела, которых касаются родители или родственники;
  • понимание того, что они существуют отдельно от окружающих;
  • умение утешиться и успокоиться с помощью взрослых;
  • получение удовольствия от социальной стимуляции и улыбок взрослых;
  • ответы на прикосновения.

От 3 месяцев до полугода

В этом возрасте социальное взаимодействие становится всё более важным. В этот период развития большинство детей начинают:

  • отзываться на своё имя;
  • улыбаться;
  • смеяться;
  • играть в игру «ку-ку» (когда взрослый прячется из вида ребёнка, а затем выглядывает из-за укрытия с возгласом).

От полугода до 9 месяцев

По мере роста младенцы начинают отдавать предпочтение знакомым людям. В возрасте от шести до девяти месяцев большинство детей могут:

  • выражать ряд эмоций включая счастье, печаль, страх и гнев;
  • различать знакомых, членов и друзей семьи и незнакомых людей;
  • показывать разочарование, когда у них отнимают игрушку;
  • отвечать на произнесённые взрослыми слова и их жесты.

От 9 месяцев до года

Дети становятся более социальными, они нередко начинают подражать действиям других. К годовалому возрасту также становится всё более выраженной саморегуляция. Большинство детей могут:

  • держать чашку и пить с помощью взрослых;
  • подражать простым действиям;
  • кушать небольшими кусочками;
  • выражать тревогу при разлуке с родителями или родными.

От года до 2 лет

В возрасте от одного до двух лет дети проводят время, взаимодействуя с более широким кругом людей. Они также начинают проявлять большее чувство самосознания. На данном этапе большинство из них может:

  • узнавать своё собственное отражение в зеркале;
  • инициировать игры;
  • играть самостоятельно, часто подражая действиям взрослых;
  • чувствовать удовлетворение от выполнения какого-либо задания;
  • пытаться помочь — часто, собирая игрушки;
  • выражать негативные эмоции, в том числе гнев и разочарование;
  • проявлять больше уверенности в себе и пытаться руководить действиями других.

От 2 до 3 лет

С ростом дети становятся всё более творческими и уверенными в своих силах. К трём годам большинство детей начинают:

  • осознавать свой пол;
  • одеваться и раздеваться самостоятельно;
  • демонстрировать личные предпочтения относительно игрушек, продуктов питания и видов деятельности;
  • говорить «нет» взрослым;
  • наслаждаться наблюдением и играми с другими детьми;
  • защищать свои личные вещи;
  • символически использовать предметы во время игры;
  • испытывать быстрые перемены в настроении.

От 3 до 4 лет

В возрасте трёх лет дети более приспособлены к физической активности, их чувство уверенности в себе и независимости становится более выраженным. В течение четвёртого года жизни большинство детей начинают:

  • следовать указаниям взрослых;
  • выполнять некоторые задания практически без помощи посторонних;
  • делиться игрушками с другими детьми;
  • придумывать игры и просить других детей присоединиться;
  • увлекаться играми, симулирующими деятельность взрослых.

От 4 до 5 лет

В течение пятого года жизни дети узнают больше о собственной индивидуальности. Их физические навыки развиваются, они более способны исследовать свои способности, что может привести к формированию веры в себя и личной гордости. В этом возрасте большинство детей начинают:

  • понимать основные различия между хорошим и плохим поведением;
  • формировать дружеские отношения с другими детьми;
  • сравнивать себя с другими детьми и даже взрослыми;
  • понимать чувства других людей;
  • наслаждаться играми с другими детьми, требующими развитых навыков воображения и где-то даже актёрских способностей;
  • наслаждаться соревновательными играми.

Как родители могут помочь детям пройти все этапы развития?

В течение первых нескольких лет жизни для детей крайне важно знать, что они могут доверять своим родителям и полагаться на них. Нужно быть отзывчивыми и последовательными; родители помогают детям узнать, что они могут зависеть от людей, с которыми они близки. Этот процесс включает в себя установление последовательных правил и контроль дисциплины, что особенно важно, когда ребёнок становятся старше. Если ребёнок знает, что от него ожидается и что произойдет, если он нарушит установленные правила, он поймет, что мир в какой-то степени упорядочен. Кроме того, это поможет детям развивать в себе самоконтроль.
В целях развития социальных и эмоциональных навыков родители должны дать своим детям возможность играть с другими детьми, исследовать свои способности и выражать свои чувства. В определённых пределах всегда хорошо предлагать детям выбор, с тем чтобы они могли отстаивать свои собственные предпочтения. «Какую кашу хочешь на ужин — гороховую или кукурузную?» или «Что хочешь надеть — красную или зелёную рубашку?» — вот такие вопросы, например, родители могут задавать детям, чтобы помочь им научиться самостоятельно принимать решения.
Очень важно помочь ребёнку научиться правильно выражать свои эмоции в ситуациях социального взаимодействия. Когда сильные эмоции, такие как гнев или ревность, переполняют ребёнка, он должен уметь показывать, как он себя чувствует, без неуместной бурной реакции. Когда имеет место чрезмерно бурная эмоциональная реакция, например, стремление ударить или накричать, дайте ребёнку ясно понять, что подобные действия неприемлемы и что всегда есть альтернативный вариант. Покажите поведение, которое Вы ожидаете увидеть.

Метки: , , ,

Если понравилась статья, поделись с друзьями:


Комментировать через контакт