Проблемы в психологии развития

проблемы психологии развитияСуществует ряд важных проблем, которые на протяжении всей истории психологии развития были предметом острых споров и обсуждений. 

В основном, их круг очерчивается несколькими вопросами. Чем в большей степени обусловлено развитие — генами или воздействием окружающей среды? Как именно оно происходит — медленно и плавно? Или же изменения происходят в несколько ярко выраженных этапов? Что оказывает большее влияние на развитие? Одинаково ли важны детские переживания и более поздние события?

Таким образом, психологию развития интересуют, главным образом, несколько дихотомий.

Природа или воспитание?

Проблема значения наследственности и окружающей среды для развития человека является одной из старейших как в философии, так и в психологии. Такие философы, как Платон и Декарт поддерживали мысль о том, что некоторые понятия, идеи и концепты являются врожденными. С другой стороны, мыслители вроде Джона Локка предпочитали понятие tabula rasa (лат. «чистая доска»): они были убеждены в том, что при рождении ум человека является своего рода «чистым листом», и что знания наши приходят с опытом.
Сегодня большинство психологов считают, что именно взаимодействие этих двух сил — природы и воспитания — и становится главным «катализатором» развития. На некоторые чисто биологические аспекты развития, например, на половое созревание, могут влиять факторы окружающей среды.

Ранний или поздний опыт?

Ещё одним важным фактором в психологии развития считается важность раннего опыта по сравнению с теми событиями, которые происходят в более позднем возрасте.
Неужели на нас в большей степени влияет то, что происходит с нами в детстве? Теоретики психоанализа склонны заострять внимание на событиях, которые происходят в раннем детстве. Согласно Зигмунду Фрейду, личность ребенка практически полностью формируется в возрасте до пяти лет. Если это действительно так, то те, кто в детстве испытывал лишения или жестокое обращение, никогда не могли бы нормально развиваться или социализироваться.
В противовес этой точке зрения исследователи обнаружили, что влияние событий детства не обязательно имеет доминирующее влияние на поведение в течение всей жизни. Многие люди с менее счастливым детством развиваются нормально и становятся полноценными членами общества.

Прерывность или непрерывность?

Третья крупная проблема в психологии развития — проблема непрерывности. Изменения происходят плавно с течением времени? А может, через серию заранее определенных шагов? Некоторые теории развития утверждают, что изменения — просто вопрос количества; дети вырабатывают больше определенных навыков по мере того, как они становятся старше. Авторы других теорий склонны тому, чтобы наметить в развитии человека ряд последовательных этапов становления личности и возникновения навыков. Большинство теорий развития можно разделить на три больших группы:

  1. Психоаналитические теории, навеянные работами Зигмунда Фрейда, который верил в важность бессознательного и детского опыта. Вклад Фрейда в теорию развития состоит в его предположения о том, что в своём развитии человек проходит через серию психосексуальных стадий. Теоретик Эрик Эриксон расширил идеи Фрейда, предложив теорию психосоциального развития. В теории Эриксона внимание уделялось изучению конфликтов, которые возникают на разных стадиях развития; в отличие от теории Фрейда, эта теория описывает развитие на протяжении всей жизни.
  2. Обучающие теории, которые сосредотачиваются на том, как на поведение воздействует окружающая среда. Важные процессы обучения включают классическое обусловливание, оперантное и социальное научение. В каждом случае поведение формируется в результате взаимодействия человека с окружающей средой.
  3. Когнитивные теории, которые сосредотачиваются на развитии психических процессов, навыков и способностей. В качестве примера когнитивной теории можно привести теорию когнитивного развития Пиаже.

Аномальное поведение или индивидуальные различия?

Одной из самых больших проблем для многих родителей является вопрос о том, нормально или нет развивается их ребенок. Разграничение основных этапов умственного и физического развития предполагает существование временных рамок, в которые, как правило, возникают определенные навыки и способности. Оно, однако, может стать причиной беспокойства, если ребёнок немного отстает от нормы. Несмотря на то, что теории развития исторически были сосредоточены на нарушениях поведения, всё большее распространение сейчас получает акцент на индивидуальные особенности в развитии.

 

Психоаналитические теории традиционно сосредоточены на аномальном поведении, поэтому теории развития, как правило, описывают нарушения поведения. Обучающие теории больше полагаются на уникальное воздействие окружающей среды на человека, поэтому важным компонентом всех этих теорий являются индивидуальные различия. Сегодня психологи при описании развития ребёнка принимают во внимание как нормы, так и индивидуальные особенности.

Метки: , , , ,

Если понравилась статья, поделись с друзьями:


Комментировать через контакт