Что такое эмпирическое научение?

эмпирическое научениеЭмпирическое научение подразумевает обучение на основе опыта. Эта концепция была предложена психологом Дэвидом Колбом, который находился под влиянием работ других теоретиков — в том числе Джона Дьюи, Курта Левина и Жана Пиаже.

По мнению самого Колба, этот тип научения можно определить как «процесс, при котором знание создается путём преобразования опыта».

Теория эмпирического научения отличается от когнитивных и поведенческих теорий: когнитивные теории подчёркивают роль психических процессов, поведенческие же игнорируют возможную роль субъективного опыта в процессе научения. Предложенная Колбом концепция представляет собой более целостный подход и подчёркивает важность опыта — в том числе и эмоционального — для процесса обучения.

Обзор теории эмпирического научения

В модели научения Колба описаны два разных пути получения опыта: конкретный опыт и абстрактная концептуализация. Кроме того, он определил и пути трансформации опыта: рефлексивное наблюдение и активное экспериментирование. Эти четыре режима часто представляют в виде цикла.

По мнению Колба, конкретный опыт даёт нам информацию, которая служит основой для размышлений. В ходе этих размышлений мы усваиваем информацию и формируем абстрактные понятия. Затем, с помощью этих понятий мы формулируем новые теории об окружающем нас мире, которые мы затем активно проверяем.

Экспериментируя, мы снова собираем информацию — таким образом, процесс начинается сначала. Однако он не обязательно должен начинаться с опыта. Каждый человек выбирает самостоятельно, какой режим обучения лучше всего подходит в конкретной ситуации.

Давайте представим, например, что вы собираетесь научиться водить машину. С чего вы начнёте? Некоторые предпочитают начать с рефлексивного наблюдения — они смотрят, что и как делают другие. Кто-то предпочитает начать с абстрактной информации и покупает соответствующую литературу. Кто-то просто садится за руль и практикуется под руководством опытного водителя.

Как мы решаем, какой режим эмпирического обучения лучше всего будет соответствовать нашим целям? Естественно, прежде всего мы учитываем обстоятельства, однако наши собственные предпочтения играют далеко не последнюю роль: мы сами по себе делимся на «наблюдателей» и «деятелей».

«Предпочтительный способ помогают нам выбрать унаследованные нами от родителей способности, наш конкретный последний опыт и требования окружающей среды», — объясняет Колб.

Эти предпочтения служат также основой для концепции стилей учебной деятельности, созданной Колбом. В этой модели каждый из типов людей обладает склонностью к двум из четырёх описанных выше режимов. Например, дивергаторы всему остальному предпочитают конкретный опыт и рефлексивное наблюдение.
Колб утверждал, что на выбор стилей учебной деятельности оказывает влияние целый ряд различных факторов. К их числу он относит:

  • тип личности;
  • выбранную специализацию;
  • профессиональный выбор;
  • исполняемую на данный момент роль;
  • адаптивные компетенции;
  • поддержку, критику и т.д.

В то время как теория Колба считается одной из широко используемых моделей обучения в области образования, её по целому ряду причин подвергают широкой критике.

Аргументы в защиту теории Колба

  • Собственные исследования Колба говорят о существовании корреляции между стилями учебной деятельности, характерными для студентов, и выбранными ими специальностями. У людей, которые выбирают соответствующую их стилю учебной деятельности специальность, карьера потом складывается, как правило, удачнее.
  • Эмпирическое научение может помочь людям исследовать свои сильные стороны, найти то, что будет способствовать им в процессе обучения.
  • Концепция Колба помогает учащимся не только проявлять свои сильные стороны, но и развиваться в тех направлениях, которые изначально им не особенно даются.

Критика концепции Колба

  • По мнению некоторых ученых, теория Колба недостаточно внимания уделяет роли, которую играет в процессе познания нерефлексивный опыт.
  • Теория отлично подходит для объяснения процесса индивидуального обучения. Что же касается обучения группового, теория на него не распространяется. Тем не менее, вопрос о том, как взаимодействие индивида с группой в процессе обучения влияет на его учебную деятельность, до сих пор остается открытым.
  • Стили обучения не могут оставаться неизменными в течение долгого времени.
    Например, одно из исследований показало, что взрослые в возрасте старше 65 лет во время обучения, как правило, становятся более склонными к рефлексивному наблюдению.
  • Кроме того, критики предполагают, что теория носит слишком ограниченный характер.

Метки: , , ,

Если понравилась статья, поделись с друзьями:


Комментировать через контакт