Ситуационная теория лидерства

ситуационная теория лидерстваСогласно ситуационной теории, ни один стиль лидерства не может считаться лучшим. Адекватный выбор стиля зависит от конкретной ситуации: лидеру необходимо уметь выбирать стратегию, которая лучше всего подойдет для реализации той или иной цели. Согласно данной теории, наиболее эффективными лидерами можно считать тех, кто способен адаптировать свой стиль лидерства к ситуации вообще и различны факторам в частности (например, типу задачи, особенностям выполняющей её группы и т.д.).

Ситуационную теорию лидерства часто называют теорией Херси-Бланшара. Специалисты Херси и Бланшар предположили, что существует четыре основных стиля (Style) руководства:

  • директивный (S1), при котором лидера просто говорит людям, что и как делать — т.е., по сути, просто раздаёт приказы;
  • наставнический, или продажа идей (S2), при котором взаимная дискуссия между лидером и его последователями. Лидер «продает» свои идеи, чтобы привлечь группу к выполнению задачи.
  • поддерживающий (S3), при котором руководитель меньше направляет группу и позволяет её участникам играть более активную роль в разработке и принятии решений;
  • делегирующий (S4), который характеризуется меньшей степенью вмешательства лидера в процесс работы над решением проблемы. Члены группы, как правило, принимают большинство решений и берут на себя большую часть ответственности за происходящее.

Лидерство и уровни развития

Так как именно руководители и менеджеры определяют, какой стиль руководства необходимо использовать? Правильный подбор стиля во многом зависит от уровня развития (то есть уровня знаний и подготовки) индивидов или группы.

В теории Херси и Бланшара определены четыре различных уровня развития (Maturity):

  • M1: Членам группы не хватает знаний, навыков и готовности выполнить поставленную задачу.
  • M2: Члены группы готовы и полны энтузиазма, но им не хватает знаний и навыков.
  • M3: Члены группы обладают навыками и возможностями для выполнения задачи, но не желают брать на себя ответственность.
  • M4: Члены группы имеют высокую квалификацию и готовы выполнить поставленную задачу.

Модель Херси-Бланшар предполагает, что данным уровням развития группы (или индивида) соответствуют следующие стили руководства:

  • низкая степень развития (M1) — директивный стиль (S1);
  • средняя степень развития (M2) — наставнический стиль (S2);
  • средняя степень развития (M3) — поддерживающий стиль (S3);
  • высокая степень развития (M4) — делегирующий стиль (S4).

Джилл (2011) отмечает, что «директивный» стиль может пригодиться в начале проекта, когда участникам не хватает ответственности или знаний, для того чтобы работать самостоятельно. Как только подчиненные становятся более опытными, лидер переходит к делегирующему подходу. Эта модель лидерства характеризуется гибкостью, использующие её лидеры способны адаптироваться к потребностям своих последователей и требованиям ситуации.

Неварес, Вуд и Пенроуз (2013) также отмечают, что ситуационный подход к лидерству позволяет избежать ловушек, которые представляет использование единого стиля. Эта теория лидерства признает, что существует множество различных способов решения проблемы, и что лидеры должны быть в состоянии оценить ситуацию и уровень развития подчиненных с тем, чтобы определить, какой подход будет наиболее эффективным в данный конкретный момент. Ситуационная теория, учитывает сложность и динамический характер социальных ситуаций и особенности людей, выступающих в разных ролях, что, в конечном счете, определяет исход.

Важные ситуационные факторы

Эксперты полагают, что существует четыре основных фактора, которые лидер должен учитывать при проведении оценки ситуации.

Во-первых, лидеру стоит принять во внимание свои отношения с членами группы. Социальные и межличностные факторы могут играть определенную роль в определении лучшего подхода.

Во-вторых, лидер должен проанализировать саму цель. Цели могут варьироваться, и лидер должен иметь четкое представление о том, решение каких именно задач влечет за собой эта цель, чтобы определить, что необходимо для того, чтобы она была успешно выполнена.

В-третьих, стоит подумать над властью, которой обладает лидер над членами группы. Одним власть достается вместе с должностью, другие зарабатывают её упорным трудом или получают благодаря своим качествам и хорошим отношениям с другими людьми.

Метки: ,

Если понравилась статья, поделись с друзьями:


Комментировать через контакт