Научение через наблюдение

научение через наблюдениеСуществует множество теорий научения, которые принимают во внимание непосредственный опыт, поощрение или наказание. Тем не менее, часто обучение происходит косвенно. Например, ребёнок смотрит, как его родители машут друг другу на прощание, а затем имитирует этот жест. В психологии это явление называется имитационным научением или научением через наблюдение.

Имитационное наблюдение может встречаться в любой момент жизни, но наиболее часто встречается именно в детстве, когда дети учатся у авторитетных взрослых и сверстников. Оно также играет важную роль в процессе социализации — дети учатся вести себя и реагировать на других, наблюдая за тем, как их родители и другие взрослые взаимодействуют друг с другом и с другими людьми.

Как работает имитационное научение?

Психолог Альберт Бандура, возможно, чаще других отождествляется с научением через наблюдение. Он и другие исследователи показали, что мы естественным образом склонны к имитационному научению. На самом деле, дети в возрасте уже 21 дня способны имитировать выражения лица и движения рта. Если вы когда-либо корчили рожицы малышу и смотрели за тем, как он пытается имитировать их, то вы, конечно, понимаете, каким потенциалом может обладать имитационное научение — даже в таком раннем возрасте. Теория социального научения Бандуры подчёркивает важность такого научения.

В своём знаменитом эксперименте «Кукла Бобо» Бандура показал, что дети склонны подражать насильственным и агрессивным действиям взрослого. Интересно, что дети скорее начнут подражать действиям взрослого, когда он либо не столкнулся с негативными последствиями, либо получил подкрепление. Дети, которые видели, как взрослый был наказан за агрессивное поведение, менее склонны к имитации его поведения в дальнейшем.

Научение через наблюдение в действии

  • Ребёнок смотрит, как мать складывает бельё. Позже он поднимает какой-нибудь предмет одежды и имитирует процесс складывания.
  • Молодая пара идет на свидание в китайский ресторан. Они смотрят, как другие едят палочками и копируют их действия для того, чтобы узнать, как использовать эти приборы.
  • Мальчик смотрит, как другого мальчика на детской площадке наказывают за то, что тот ударил другого ребёнка. Он понимает, что не должен бить других.
  • Группа детей играет в прятки на перемене. К ним присоединяется ребёнок, который никогда не играл раньше и не знает, что делать. После наблюдения за тем, как играют другие, он быстро понимает основные правила игры и вливается в игру.

Факторы, влияющие на научение через наблюдение

По данным исследования, проведённого Бандурой, существует целый ряд факторов, которые увеличивают вероятность того, что поведение будет перенято.

Мы более склонны к подражанию какому-то поведению, если:

  • его демонстрируют люди, которых мы считаем как добрыми и хорошими;
  • демонстрирующий его человек получает за него положительное подкрепление;
  • мы уже делали это и получали поощрение за это;
  • нам не хватает уверенности в своих знаниях или способностях;
  • его демонстрируют люди, которые контролируют нашу жизнь;
  • его демонстрируют люди, похожие на нас — по возрасту, полу или интересам;
  • его демонстрируют люди, которыми мы восхищаемся или которые имеет более высокий социальный статус;
  • когда ситуация сбивает с толку, неоднозначна или непонятна.

Реальное применение научения через наблюдение

Исследования Бандуры на тему научения через наблюдение поднимают важный вопрос: если дети склонны к подражанию агрессивных действий после просмотра видео в лабораторных условиях, не значит ли это, что они будут подражать и насилию, которое видят в популярных фильмах, телевизионных программах и видеоиграх? Дебаты по этому поводу бушевали в течение многих лет, в них участвовали родители, педагоги, политики, представители киноиндустрии и разработчики игр, и каждый выражал собственное представление о влиянии насилия в средствах массовой информации на поведение ребёнка. Но что же скажет наука?

Влияние наблюдаемого насилия на психику ребёнка

Психологи Крейг Андерсон и Карен Дилл исследовали связь между игровым насилием и агрессивным поведением — и обнаружили, что те из испытуемых, кто в лаборатории играл в видеоигры, связанные с насилием, в реальной жизни действительно вели себя более агрессивно, чем те, кто не играл в такие игры. В 2005 году Американская психологическая ассоциация опубликовала доклад, в котором было сказано, что воздействие интерактивных агрессивных видеоигр способствует появлению агрессивных мыслей, чувств и, соответственно, агрессивному поведению.

Исследователи обнаружили, что на поведение оказывает влияние не только наблюдаемое насилие; изображения сексуального поведения также могут привести к имитации. Исследование, проведённое в 2004 году психологом Ребеккой Коллинз и её коллегами, помогло обнаружить, что подростки, которые чаще других смотрели телепередачи сексуального содержания, в два раза чаще тех, кому были доступны программы с другим содержанием, начинали половую жизнь в течение следующего года.

«Конечно, большинство людей, которые потребляют контент с насильственным содержанием, предоставляемый средствами массовой информации, — будь то взрослые или молодежь, — не попадают в тюрьму за насильственные преступления», — пояснил Андерсон. — «Более важный вопрос заключается в том, действительно ли много (или даже большинство) людей становятся злее, агрессивнее и жёстче в результате воздействия, оказываемого насилием в средствах информации... Ответ: однозначно да».

Имитационное обучение как положительная сила

Научение через наблюдение часто связывают с негативным или нежелательным поведения, но также оно может быть использовано и для привития положительного поведения. Телевидение по всему миру сейчас используется для пропаганды здорового образа жизни. Например, некоммерческие организации продвигают программы, направленные на предотвращение распространения ВИЧ/ СПИДа, снижение уровня загрязнения и т.д.

Имитационное обучение представляет собой мощное средство обучения. Когда мы думаем о концепции обучения, мы часто говорим о прямом указании или методах, которые полагаются на поощрение или наказание. Но в действительности обучение происходит гораздо более тонко и опирается в том числе и на наблюдение за людьми вокруг нас, а также на моделирование их действий. Этот метод может применяться в самых разных сферах деятельности, включая профессиональную подготовку, образование, консультирование и психотерапию.

Метки: , , ,

Если понравилась статья, поделись с друзьями:


Комментировать через контакт